В понедельник, 27 марта, Сбербанк России заключил договор об информационном сотрудничестве с Национальным бюро кредитных историй, который предусматривает предоставление банком информации о недобросовестных заемщиках. Однако это давно ожидаемое соглашение о партнерстве не оправдало ожиданий банковского сообщества, поскольку крупнейший банк страны выразил намерение передавать в бюро кредитных историй лишь информацию, которая и без того является публичной.
Компромиссный вариант соглашения об информационном сотрудничестве между крупнейшими бюро кредитных историй и банком страны, по мнению экспертов, вряд ли действительно окажет позитивное влияние на рынок банковских услуг. Как коммерческие банки, так и клиенты Сбербанка, которые год за годом исправно и своевременно расплачивались по ссудным задолженностям, были заинтересованы в том, чтобы обнародованы были прежде всего «белые» списки заемщиков. Кроме того, даже информация о недобросовестных заемщиках будет предоставляться Сбербанком далеко не в полном объеме, а только в тех случаях, когда получено согласие заемщика и имеется решение суда о принудительном взыскании задолженности по кредиту. Между тем доля просроченной задолженности по кредитам частных лиц в Сбербанке не превышает 0,5% кредитного портфеля, а злостных неплательщиков, которые вынуждают банк обратиться в суд с исковым заявлением, и того меньше, поскольку банк выдает кредиты только под поручительство третьих лиц. Если принять во внимание оба эти обстоятельства, становится ясно, что информационное сотрудничество бюро с крупнейшим банком страны не принесет ожидаемого результата. По сути, в базу НБКИ будет поступать лишь информация, доступ к которой был открыт и ранее.
Эксперты считают, что для банковского сообщества было бы гораздо лучше, если бы Сбербанк открыл доступ хотя бы к информации о заемщиках, у которых возникли проблемы при погашении кредита. Судебное разбирательство – это уже крайняя мера. К тому же процедура подготовки необходимых документов занимает длительный период времени, в течение которого недобросовестный заемщик успеет оформить кредиты в других коммерческих банках.
К настоящему времени в стране создано несколько десятков бюро кредитных историй, наиболее крупными из которых являются «Национальное бюро кредитных историй», созданное под эгидой Ассоциации российских банков, «Экспириан Интерфакс», «БКИ Инфокредит», созданное Сбербанком России, «Кредитное бюро Русский Стандарт» и Global Payments Credit Services, учрежденное Home Credit and Finance Bank. Однако появление сонма кредитных бюро пока никак не отразилось на деятельности большинства банков, развивающих розничное кредитование. Как и прежде, при вынесении решения о предоставлении кредита банки руководствуются собственным скорринговым анализом платежеспособности потенциального заемщика. Именно нежелание лидеров рынка кредитования делиться с конкурентами всей информацией о заемщиках, по мнению экспертов, и является основной причиной того, что система кредитных бюро де-факто до сих пор не работает. Раскрывать имена добросовестных заемщиков банки не спешат, не без основания опасаясь, что проверенных клиентов будут переманивать другие кредитные организации. Сбербанк России, аккумулировавший, по оценкам Ассоциации региональных банков «Россия», около 54% сведений о заемщиках-частных лицах, также пока не намерен обнародовать «белые» списки.
Между тем Национальное бюро кредитных историй надеется заключить аналогичные договоры о сотрудничестве еще с двумя крупными игроками на рынке потребительского кредитования – банком «Русский стандарт» и Home Credit and Finance Bank. Этот шаг позволит НКБИ к концу года накопить в базе данных около 10 миллионов кредитных историй.