Презентованная в конце марта «Стройпрограмма: метры гарантированны» от ОАО «Автовазбанк» предполагает объем инвестиций в 2006 году в размере 1 миллиарда 500 миллионов рублей. Президент ОАО «Автовазбанк» Вера Прокопенко признала, что, несмотря на наличие поддержки партнеров, сам банк планирует весной выпустить облигационный займ в размере 500 миллионов рублей на 3 года для обеспечения средствами программу. Пока условия размещения займа еще не известны, но Вера Прокопенко высказала уверенность в большом спросе на данные облигации.
Действительно, спрос на данные ценные бумаги, выпущенные для финансирования строительных проектов имеют достаточно высокий спрос. И такая практика ведется с 2001 года. Конечно, основными эмитентами здесь выступают питерские и московские компании. Но с недавнего времени и региональные также успешно стали «подпитываться» с фондового рынка. Например, пермская строительная компания ОАО «Камская долина» за прошлый год сумела привлечь средства на фондовом рынке на общую сумму в 300 миллионов рублей, и уже в этом году объявила о следующем размещении в размере 500 миллионов рублей.
Но для самарских застройщиков это пока не выход. «Чтобы облигации были востребованы на фондовом рынке, – считает генеральный директор ОАО «Промышленный синдикат» Евгений Киселев, – необходим качественный бренд – авторитетное на рынке имя эмитента и/или андеррайтера. Не последнюю роль играет проект, на финансирование которого пойдут привлекаемые средства. Будь то гостиница, торговый центр, развлекательный комплекс или жилой дом».
Но главную проблему для самарских застройщиков аналитик долгового рынка из ИГ «Атон» Алексей Ю видит в том, что «строительные компании довольно непрозрачны и не раскрывают всех своих денежных потоков», а это одно из главных условий успешного размещения облигационного займа. Заместитель генерального директора ОАО «Камская долина» Алевтина Романова подтвердила, что к выходу на фондовый рынок компания готовилась почти 3 года именно в плане прозрачности денежных потоков, но данная работа того стоила. Евгений Киселев в свою очередь замечает, что у наших строительных компаний нет не только прозрачных отчетов, но даже и подходящей организационно-правовой формы: «Большинство самарских застройщиков до сих пор пользуются такой явно устаревшей формой, как ООО. Став открытым акционерным обществом, они – посредством выпуска акций – могли бы значительно увеличить уставный фонд и, таким образом, повысить свою капитализацию. Что в значительной степени способствовало бы цивилизованному привлечению средств внешних инвесторов».
Но такого сейчас нет. Поэтому на сегодняшний день в Самарской области возможен лишь такой способ привлечения инвестиций под строительство, как с «Автовазбанком», где эмитентом выступает банк, а не строительная компания.