Достаточно часто поставщики товаров и услуг в процессе своей деятельности сталкиваются с ситуацией, когда покупатели готовы увеличить объем закупок, но у них не хватает оборотных средств, или есть потенциальные клиенты, готовые приобретать товар только на условиях отсрочки платежа. В то же время поставщик не имеет дополнительных оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита, и вынужден им отказывать, сдерживая развитие бизнеса и снижая свою конкурентоспособность. Либо отвлекать на это ресурсы, которые можно использовать для решения инвестиционных задач.
В связи с переходом на новую систему, когда все предприятия страны с января текущего года в обязательном порядке должны уплачивать НДС по отгрузке, в то время как большинство из них платили налог после получения денег от покупателей, им приходится срочно искать немалые деньги на пополнение оборотных средств. Либо резервировать для этого имеющиеся финансовые ресурсы.
Выходом из этой ситуации является факторинг, который представляет собой финансирование поставщика в обмен на уступку денежного требования к покупателю за отгруженные товары или оказанные услуги, в пользу банка – фактора (того, кто предоставляет услугу факторинга). По договору факторинга поставщик, отгрузив товары или оказав услуги на условиях отсрочки платежа, получает денежные средства от банка (до 90 % от суммы поставки) до наступления срока платежа от покупателя. Таким образом, факторинг дает возможность поставщикам получать оплату за свои товары и услуги, не дожидаясь окончания отсрочки платежа по контракту, полностью сохранив при этом сложившиеся схемы взаимодействия со своими покупателями, ибо дополнительной ответственности у покупателя кроме обязательств во время рассчитаться за поставку не возникает.
Кому подходит факторинг?
На самом деле этот вопрос звучит риторически: факторинг подходит любой компании, которая ставит перед собой цели роста объема продаж, выхода на новые рынки сбыта или увеличения своей доли на рынке.
Постоянный рост конкуренции заставляет поставщиков идти на более гибкие взаимоотношения с покупателями, предлагая все более льготные условия обслуживания. Среди них – снижение цены, повышение качества предлагаемых товаров и услуг, расширение линейки предлагаемых товаров, предоставление скидок и многое другое. В этом случае отсрочка платежа за продаваемый товар или оказываемые услуги является серьезным конкурентным и нередко единственным преимуществом на рынке, которое может заинтересовать выгодного покупателя.
Предоставление поставщиками товарного кредита неизбежно приводит к сокращению оборотных средств, падению ликвидности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли.
Факторинг – незаменимый финансовый инструмент для компаний, не имеющих доступа к кредитным ресурсам или выбравших банковские лимиты кредитования. Воспользовавшись факторингом, они решают проблему краткосрочного кредитования в максимально сжатые сроки и с наименьшими издержками. Факторинг представляет собой идеальную форму краткосрочного финансирования, ориентированную на широкий спектр как производственных и торговых компаний, так и компаний, занятых в сфере услуг.
Услугой факторинга пользуются клиенты самых разных отраслей экономики, таких как производство и дистрибуция продуктов питания, алкогольной продукции, товаров народного потребления, канцелярских товаров, фармацевтической, полиграфической и упаковочной продукции, бытовой химии, строительных материалов, бытовой техники и электроники, компьютеров и комплектующих, косметической и парфюмерной продукции и многих других. Отметим, что факторинг может быть применен и в любых других отраслях, где практикуются отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.
Выгоден ли факторинг?
Рассматривая возможность привлечения дополнительных оборотных средств с помощью факторинга, поставщики товаров и услуг неизбежно задают себе вопрос: выгодно ли это? Выгоды очевидны.
Пользуясь услугой факторинга, поставщики получают возможность превратить дебиторскую задолженность покупателей в живые деньги, тем самым пополнив оборотные средства и ликвидировав кассовые разрывы. Учитывая, что в рамках факторингового обслуживания рост объема финансирования происходит синхронно росту объемов продаж, поставщик получает необходимые ресурсы, ограниченные лишь сбытовыми возможностями покупателей.
Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности позволяет поставщику выстроить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию», а именно – получать деньги в нужном объеме и в тот момент, когда это необходимо. Получая основную часть от суммы поставки в день доставки товара и теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, поставщик может сократить отсрочку платежа при закупках товаров и потребовать от своих партнеров лучших ценовых условий на закупаемый товар или увеличения размеров товарных кредитов.
Следует учитывать, что факторинг предлагает не только оригинальную схему финансирования (при которой у компании не возникает кредиторской задолженности), но и включает в себя защиту от рисков, связанных с задержкой платежа.
Одновременно с этим факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: информационное обслуживание, управление дебиторской задолженностью, консалтинг и многое другое. Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно только при наличии независимого контроля. Банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Клиенты банка-фактора регулярно, по мере осуществления операций, снабжаются подробнейшими отчетами о зарегистрированных поставках, удержанной комиссии, состоянии дебиторской задолженности. Получая от банка информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Используя услугу факторинга, поставщики товаров и услуг имеют возможность значительно укрепить свой бизнес и повысить конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг, обеспечивая такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Все это позволяет поставщику решить такие насущные проблемы, как увеличение объемов продаж, складских запасов и ассортимента продукции, выход на новые рынки сбыта, расширение клиентской базы и доли компании на рынке, организация продажи товаров в кредит и многое другое. Улучшение структуры баланса предоставит возможность взять кредит, например, для расширения производственных мощностей.
Может возникнуть вопрос: не испортит ли фактор отношения поставщика с покупателями? Практика показывает, что покупатели, изначально настроенные на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание. Покупатели, оплачивающие поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев и не замечают присутствия фактора. Ведь от использования поставщиками услуги факторинга выигрывают и покупатели.
Улучшая с помощью факторинга свое финансовое положение, поставщик получает возможность предоставить или увеличить отсрочку платежа своим покупателям. Работа на условиях предоставления поставщиком товарного кредита не требует от покупателей отвлечения значительных денежных средств из оборота, как в случае предоплаты или оплаты по факту.
Расширение предлагаемого поставщиком ассортимента товаров (услуг) предоставляет дополнительные возможности для развития покупателей. Эти факторы положительно влияют на рост продаж и прибыльность бизнеса. Часть покупателей, понимая свою выгоду от перехода поставщиков на факторинговое обслуживание, сами рекомендуют последних фактору.
Отличие факторинга от кредита
Рассматривая возможность привлечения финансирования путем использования услуги факторинга, большинство потенциальных клиентов сравнивают факторинг с кредитными операциями, несмотря на то, что данные продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Если платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, то кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных средств. Факторинг имеет ряд отличий от кредита, делающих его более гибким инструментом, оптимально подходящим для операторов на рынке поставок товаров и услуг.
Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. В результате банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если полученный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы поставщика после погашения товарного кредита и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения?
При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и связанное с этим оформление документов. Согласно законодательству необходимо только уведомить покупателей о совершенной переуступке права требования. После заключения договора факторингового обслуживания для получения финансирования поставщику достаточно только предоставить банку-фактору товарораспорядительные документы.
Сумма кредита определяется при заключении договора, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Даже если продажи вырастут в несколько раз, это не будет ограничением для финансирования. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок.
Ставки по факторингу не намного выше кредитных, если подсчитать все издержки при кредитовании. При кредитовании клиент несет расходы по оформлению кредита, регистрации и страхованию залога. После получения кредита клиенту необходим временной лаг для распределения привлеченных денежных средств, а при погашении – для их предварительного аккумулирования на расчетном счете.
При факторинге возврат привлеченных средств осуществляется покупателями. При этом фактор зачастую освобождает поставщика от учетных операций, связанных с финансированием, а также от издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. Для небольшой фирмы экономия на этих расходах может иметь большое значение. Прибавив сюда предъявление менее жестких требований к финансовому состоянию поставщика и возможность финансирования в рамках факторингового обслуживания независимо от объемов полученных кредитов, многие клиенты делают вывод, что факторинг – именно та услуга, которая им необходима.
На сегодняшний день факторинг – единственный бессрочный пассив в российской экономике, позволяющий планировать программу развития компании на многие годы вперед, увязывая ее с развитием товарных рынков.
Расходы поставщика при факторинговом обслуживании
Оценивая эффективность использования факторинга в деятельности компании, достаточно проанализировать рост объема продаж товаров и услуг при условии практически неограниченного финансирования. Безусловно, комиссия фактора сокращает размер выручки с каждой поставки, но рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки, а следовательно, положительным образом влияет на показатели деятельности компании.
Стоимость факторингового обслуживания в «Номос-банке», включающая в себя весь комплекс услуг фактора, складывается только из двух составляющих:
фиксированного сбора за обработку документов по одной поставке (59 рублей за каждый комплект товарораспорядительных документов);
процента за пользование предоставленными финансовыми ресурсами (как правило, эффективный процент зависит от размера реализации поставщика в месяц и находится в диапазоне 16%-25% годовых).
Важно отметить, что весь объем комиссии за факторинговое обслуживание относится к затратам компании.
Потенциальный клиент должен учитывать, что факторинг относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость. Соответственно, факторинговая комиссия включает в себя НДС, поэтому клиент факторинговой компании вправе зачесть уплаченный налог при перечислении полученного НДС в бюджет.