Учитывая, что инфляция зимой 2006 года превысила все прогнозируемые пределы, президент России признал, что апрельское повышение пенсии должно быть выше заложенного. В результате сошлись на увеличении базовой пенсии на 8,5%, а страховой – 6,3%. В целом пенсия по старости вырастет на 201 рубль, трудовая (по старости, по инвалидности, по потере кормильца) – на 187 рублей, а социальная – на 153 рубля.
Все бы хорошо, но данная индексация увеличивает дефицит в ПФР до 179,9 миллиарда рублей, то есть на 82%. Не секрет, что данный дефицит отчасти формируется по естественной причине – население неумолимо стареет, соотношение молодежи и пенсионеров растет в пользу последних. Плюс с 2005 года снижен тариф отчислений по единому социальному налогу с 28% до 20%. Пока брешь готовы покрыть из федерального бюджета и резервов самого фонда, но ситуация усугубляется. Поэтому не удивительно, что глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов предложил увеличить процент отчислений по взносам на пенсионное страхование с 14 до 17%. Сегодняшние 14% делятся: 4% – в накопительную часть для тех, кто имеет право ее формировать, а оставшихся 10% не хватает на то, чтобы выплачивать страховую часть пенсии нынешним пенсионерам. Представители ПФР надеются, что весь пакет предложений будет утвержден правительством в мае.
В общем же аналитики констатируют, что, несмотря на проведение пенсионной реформы и постоянные индексации, вся система обязательного пенсионного страхования постепенно погружается в кризис, так как чисто коммерческие структуры, такие как управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, не взяли на себя ту часть нагрузки, которая подразумевалась. Их доля на рынке так и осталась на уровне нескольких процентов.