Когда наши законотворцы решили ускорить процесс формирования бюро кредитных историй, все только радовались. Теоретически это должно снизить процентную ставку для добросовестных заемщиков. Но, как любое искусственное вмешательство, это вызвало лишь излишний ажиотаж. В результате чего страдают, опять же, потребители.
По закону рынка для эффективной работы достаточно 2-3 кредитных бюро. Это доказывает западный опыт. Тогда обеспечивается необходимая концентрация информации, которая позволяет и банкам получать достаточную информацию, и бюро жить не безбедно. Но после того как наши банки обязали «прикрепиться» к какому-либо бюро, появился естественный переизбыток предложения. Уже сейчас в государственном реестре числится 15 бюро, и на этом процесс не заканчивается. В результате острая конкуренция среди бюро заставляет их идти на различные сомнительные действия.
Федеральная служба по финансовым рынкам бьет тревогу по поводу всестороннего сбора информации.
Например, Национальное кредитное бюро утверждает, что уже собрано 2,5 миллиона кредитных историй клиентов сотовой связи, имеющих просроченную и безнадежную задолженность. Такой массив данных по договору был получен от МТС, «Мегафона-Москвы» и «Билайна». Понятно, что при таком «козыре» у НКБ не должно быть проблем с привлечением клиентов. Остальные бюро тоже не остаются в стороне и активно налаживают свои контакты с «телефонистами». Например, генеральный директор ЗАО «Приволжское кредитное бюро», являющегося лидером в самарском регионе, Вера Агафонова подтвердила, что на настоящий момент есть предварительная договоренность с двумя сотовыми операторами. Но представители ФСФР не скрывают своих сомнений, что подобные ударные темпы роста информационных баз проходят в дозволенных рамках. Во-первых, все ли данные получены в рамках кредитных телефонных тарифов. Во-вторых, были ли получены разрешения от самих клиентов. Действительно, есть повод для размышлений, если смотреть на прирост кредитных историй от самих банков (заинтересованных лиц!) и от сотовых операторов. Сейчас в центральном каталоге насчитывается лишь 1 миллион историй, поданных всеми российскими банками, а в одном бюро от сотовых операторов информации в 2,5 раза больше.
Но на «сливе» информации от мобильных операторов дело не заканчивается. Кругозор бюро достаточно обширен. Например, заместитель гендиректора Поволжского бюро кредитных историй Гузель Королева признается, что ее бюро занимается сбором информации о гражданах от страховых компаний и организаций сектора ЖКХ. Вера Агафонова в своих планах также видит обмен информацией с управляющими и инвестиционными компаниями, жилищными кооперативами. Сведущие люди утверждают и о контактах кредитных бюро с туристическими агентствами.
Примечательно, что вся эта активность проявляется исключительно в благих намерениях – доказать платежеспособность клиента и его надежность. Причем, в идеале, клиент не только вправе знать о доступности информации о нем, но и дать на это письменное разрешение. Вот только интересно, кому захочется столько о себе рассказывать?