Эйфория, которая захватила вчера, 10 мая, всю страну после президентского послания, несколько странна и непонятна. То, что проехались по живому – это однозначно. Рожать детей сейчас страшно. Возможно, моя личная оценка покажется кому-то слишком пессимистичной, но позвольте ее выразить от лица молодой матери (моему сыну накануне исполнилось 2 года). Давайте попробуем вместе проанализировать обращение президента по тезисам.
«Уважаемые члены Федерального Собрания! Вам скоро предстоит работать над бюджетом 2007 года – года выборов в Государственную Думу. И понятно, что процесс принятия бюджета будет во многом определяться желанием как можно больше сделать для своих избирателей. Но, если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, предлагаю вам, отодвинув в сторону политические амбиции и не распыляя ресурсы, сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них – демографическая…»
По-моему, сразу в точку. Вы верите в то, что народные избранники руководствуются проблемами народа? К сожалению, не нищие избиратели оплачивают предвыборные кампании, а отсюда и идет «распыление» наших налогов. Как же тогда члены Федерального собрания будут платить по своим предвыборным счетам? Но это больше вопрос совести наших политиков, а лучше все-таки обратиться к цифрам.
Итак, «…Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
Мы с вами в прошлом году увеличили такое пособие с 500 до 700 рублей. Я знаю, что многие депутаты были активными сторонниками этого решения. Я предлагаю пособие на первого ребенка с 700 рублей поднять до 1,5 тысячи рублей. А на второго ребенка – до 3 тысяч рублей ежемесячно…»
Уже в прошлом месяце правительство губернии установило величину прожиточного минимума в Самарской области за 1 квартал 2006 года – 3712 рублей. Причем по социально-демографическим группам населения губернии минимум сложился следующим образом: трудоспособное население – 4099 рублей; пенсионеры – 2996 рублей; дети – 3517 рублей. Таким образом, на мать и дитя нужно как минимум, по официальной статистике, 7,5 тысячи рублей.
Ответ президента умиляет: «Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии – по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка. Мы с вами понимаем, что нужно будет обозначить верхнюю планку, от которой считается эта сумма. Надеюсь, что правительство совместно с депутатами определит эту планку. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тысячи рублей соответственно»
Во-первых, сразу же, видимо, чтобы поберечь нервы своих министров, дается возможность сделать верхнюю планку. Но, по понятным причинам, ее величина умалчивается. Затем, исходя из вышеизложенных цифр по области, 40% зарплаты должно составлять 6 тысяч рублей (прожиточный минимум за минусом планируемого детского пособия). Соответственно, заработная плата матери должна составлять до рождения ребенка 15 тысяч рублей. Учитывая детородный возраст, встает следующий вопрос: где это платят такую ОФИЦИАЛЬНУЮ заработную плату молодому специалисту, который вот-вот уйдет в декрет? Даже на ОАО «АвтоВАЗ» средняя зарплата составляет 3,5 прожиточного минимума (12-13 тысяч рублей).
К тому же не понаслышке очень многим известно, как работодатели относятся к девушкам в возрасте 21-30 лет, только что вышедшим замуж. Их возможная беременность, причем в любой неудобный момент, итак ставит под знаком вопроса их трудоустройство, особенно с такой оплатой труда. Ведь работодатель должен закрепить за ней ее место. А какому бизнесмену хочется выкручиваться 1,5 года, принимать работницу с потерянными навыками и вечно отпрашивающуюся по болезни чада? К тому же риск ее повторной беременности также остается открытым. И все по новому кругу.
«…Другая проблема – это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого предлагаю ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка – на сумму, равную 20 процентам, для второго – 50 процентам, для третьего – 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения…»
Если честно, детские сады – это не просто проблема, это целая катастрофа, которая очень сильно влияет на вопрос об очередном ребенке. Оговоренная компенсация – это ничто. Если учесть, что средняя плата за детский сад составляет 700-800 рублей, то уж 140-560 рублей найти не проблема. Проблема уже сейчас найти детский сад. Запись производится за 2-3 года. В идеале, вставать в очередь лучше, еще проходя осмотр в женской консультации на последних месяцах беременности. Причем «первоначальный взнос» – взятка, в среднем составляющая 6-8 тысяч рублей – уже никак не влияет на поступление ребенка. На личном опыте могу сказать, что даже двойное увеличение этой платы никак не стимулирует заведующих детских садов. Очереди расписаны до 2008 года.
За 10 лет в общем по России с 1995 года количество детских садов уменьшилось в 2 раза. Причем в дорогих городах, где детские сады стоят на «хлебных» с коммерческой точки зрения местах, это сокращение намного больше. В одной Москве с 1991 года сокращение приближается к отметке в 10 раз. И наша Самара не исключение.
Как с этим вопросом будет справляться правительство России? Отнимать у бизнеса детские сады? Вряд ли. Переоборудованные под офисы и различные стоматологические кабинеты эти здания уже не пригодны для детей. Строить новые? Тогда бэби-бум затягивается примерно лет на 5. Ведь частные сады с ежемесячной платой в 7 тысяч рублей явно не вписываются в баланс федерального бюджета.
«Предлагаю увеличить стоимость родовых сертификатов, которые мы ввели в прошлом году и которые себя зарекомендовали неплохо. Предлагаю увеличить их стоимость в женской консультации с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тысяч рублей.
Дополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрение высокого качества медицинских услуг, определяемого – хочу это подчеркнуть – обязательно с учетом мнения пациентки, то есть самой женщины. Нужно выработать такой механизм. Несложно это сделать…»
Как «зарекомендовали» себя родовые сертификаты – рассказывать не надо. Даже делая скидку на «первый блин», можно сказать, что опыт провальный. Выбор консультации проходит по территориальному признаку – с животом в несколько килограммов на другой конец города не наездишься. При этом не стоит ожидать теплого приема у врачей. Лично на мое радостное сообщение «Буду рожать!» врач только закатила глаза и долго говорила о том, что уже не знает, куда девать этих рожениц. И это на фоне трех абортов, о которых сообщили только при мне лично. Что же касается самих роддомов, то пристроиться в приличный можно только обналичив мистический сертификат. Причем лучше в двойном размере, разделив между предполагаемыми участниками процесса. Причина одна: хорошее состояние сохранили лишь специализированные роддома, где есть еще поток будущих матерей по назначению. Поэтому, боюсь, эту задачку не выполнить членам собрания.
И, наконец, самое «сладкое» обещание по поводу 250 тысяч рублей за второго ребенка. Если честно, напоминает рекламный трюк для пугливых мужей: «Родите второго ребенка и получите машину!». Но уже из речи президента достаточно очевидно, что денег в «живом» виде ожидать не придется. Заместитель председателя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский уже это подтвердил, упомянув также о создании банковского пула и долгосрочных кредитных линиях. Но вернемся к речи президента.
«Государство … должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии».
Набор целей очевиден: национальный проект по доступному жилью плюс две реформы – образовательная и пенсионная. По поводу ипотеки вообще говорить не хочется. Банкиры поди уже с ужасом представляют очереди за кредитами, а риелторы подсчитывают рост стоимости и без того дефицитного жилья. 30-40%-ым повышением на рынке недвижимости уже не обойдемся. Ведь деньги в ипотеку придется вкладывать сразу же – по достижению ребенком 3-летнего возраста.
По поводу же реформ, то о какой пенсии идет речь, если кормить ребенка надо с первого дня? Сразу почему-то вспоминается «набат» от главы Пенсионного фонда, у которого дефицит вырос на 82% до 179,9 миллиарда рублей. Ему-то, безусловно, нравится идея быстрого латания дыр. Если же будет по схеме: «перечислишь деньги и тебя освободят от отчислений», то эти крохи от «белой» зарплаты так же вдохновляют, как компенсации от налоговой при ипотеке и платном образовании. Но интуиция почему-то подсказывает, что эти деньги придется направить на обучение потомства. Как – это еще нам предстоит узнать. Причем направить на образование обоих детей. Ведь за первого же не полагается четверть миллиона.
Откуда такой пессимизм по поводу этой суммы? Да из возни уже после обращения. Во-первых, сразу бросается в глаза гиперинфляция необходимых отчислений. Сразу после собрания депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева оценила предстоящие расходы в 10-15 миллиардов рублей. Но к концу дня министр финансов России Алексей Кудрин уже назвал цифру в 30–40 миллиардов рублей.
В тот же день уже наметилась и битва в вопросе «Где деньги, Зин?». Депутаты как один заговорили о злосчастном Стабилизационном фонде в 1,5 триллиона рублей. Но верный «хранитель» Кудрин сообщил, что деньги будут изыскиваться из роста ВВП, явно переводя «стрелки» на Германа Грефа. Как отреагирует последний – не стоит даже задумываться. У него ВВП не только не хочет удваиваться, но и с завидным постоянством постепенно снижается, о чем Греф признается в своих прогнозах. Довод же Кудрина был приведен очень убедительно: «Стабфонд на эти цели тратиться не будет, чтобы не менять макроэкономические показатели».
А уж после фразы Валерия Рязанского: «Я думаю, что мы это (Прим. ред. – распределение 250 тысяч рублей) будем отрабатывать вместе с профессионалами из правительства», – становится совсем страшно. Ведь все эти собрания напоминают известную басню про лебедя, рака и щуку. Подозрение в том, что воз останется и ныне там, подтвердило уже первое намерение депутата Николая Харитонова (КПРФ) помогать в первую очередь сельским жителям. «Городским сколько ни плати, все равно рожать не будут», – сказал он. Что ж, у каждого свой электорат.
И напоследок надо, наверное, раскрыть наиболее важный секрет для наших властей. Детей рожают, когда уверены в завтрашнем дне и в том, что все правительственные «прожекты» не сменятся в одночасье со сменой президента или по собственной инициативе. Поэтому последняя фраза по поводу демографического бума приравнивает к нулю все выше сказанные стимулы:
«Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране».
То есть власти уже сейчас оговорили свое право свернуть программу, если бэби-бум будет обеспечен. А если за два года российские женщины уложатся в эти квоты?