Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor"s» изменило прогноз по рейтингу Самарской области со «Стабильного» на «Позитивный» вследствие высоких финансовых показателей и низкого уровня долга. Это означает возможное повышение оценки региона в ближайшие 2-3 года. В то же время долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «BB-» по международной шкале и рейтинг «ruAA-» по национальной шкале были подтверждены. Это означает, что самарская губерния вне опасности в краткосрочной перспективе, однако наблюдается высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Таким образом, Самарская область остается пока на шестом месте в рейтинге после Москвы, Московской и Ленинградской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Равнозначную позицию из российских областей имеет лишь Свердловская.
В качестве положительных факторов, повлиявших на прогноз, экспертами агентства озвучены высокие финансовые показатели региона, низкий уровень долга и высокая ликвидность. В 2005 году область продемонстрировала высокий – 30-процентный – текущий профицит (процент от текущих доходов) и 10-процентный профицит после капитальных расходов (процент от общих расходов) вследствие более высоких, чем ожидалось, доходов бюджета. Бюджет 2006 года консервативно предусматривает 8-процентный дефицит после капитальных раcходов и 17-процентный текущий профицит, но реальные показатели, как ожидается, будут лучше. Планируемый дефицит отражает планы области по постепенному увеличению капитальных вложений в инфраструктуру. Долг Самарской области – низкий, прямой долг составлял 8% доходов на конец 2005 года и не превысит 20% на конец 2006-го. Вместе с тем у области высокие показатели ликвидности, средства в виде остатков на счетах на конец 2005 года составляли почти 200% полного долга.
В вину области ставят продолжающуюся, хотя и снижающуюся зависимость от крупнейших налогоплательщиков (АвтоВАЗ и «Самаранефтегаз»), которая ограничивает уровень рейтингов. Каждый из них обеспечивает до 10-15% налоговых доходов в бюджет, и область не может не реагировать на их деятельность. Например, сложности, испытываемые «Самаранефтегазом», привели к 20-процентному сокращению нефтедобычи в регионе и ограничили рост экономики области уровнем в 1,5% в 2005 году. Правда эксперты агентства отметили стабильное развитие других налогоплательщиков.
Помимо указанного фактора область, как и другие российские регионы, подвержена риску со стороны возможных изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, а также политики выравнивания и вследствие этого обладает ограниченной гибкостью.
Но самым важным сейчас для определения рейтинга области являются гарантии области, по которым она не стала платить. Хотя по российскому законодательству гарантии являются условными обязательствами и не предусматривают своевременного осуществления платежей, и, таким образом, ситуация не оказывает прямого влияния на уровень рейтингов, она негативно отражается на репутации области как надежного заемщика. Как ожидается, ситуация будет окончательно разрешена до конца июня. Вполне понятно, что если агентство сразу же повысит после этого рейтинг, то это положительно скажется на размещении нового облигационного займа области на 5 миллиардов рублей, планируемого этим летом.