Госдума, Минфин и администрация президента согласовали окончательный вид законопроекта о налоговой амнистии. В окончательном варианте закон, который уже несколько месяцев находится в Думе, будет принят до нового года.
Согласно законопроекту, достаточно будет перечислить в федеральное казначейство 13% от той суммы, которую любой желающий прощения сочтет спрятанной им от Федеральной налоговой службы (ФНС).
Правила, по которым будет проводиться амнистия капиталов, представители Минфина, Госдумы и Кремля окончательно согласовали на закрытом совещании у вице-премьера Александра Жукова на прошлой неделе.
Главная особенность законопроекта состоит в том, что информацию о гражданах, решивших показать свои скрытые доходы, решено сделать принципиально недоступной для ФНС.
Предполагалось, что амнистия продлится с момента вступления закона в силу (январь-февраль 2007 года) и до 1 января 2008 года. Однако с подачи правительства депутаты уточнили дату старта кампании – 1 марта 2007 года. По словам замглавы департамента налоговой политики Минфина Сергея Разгулина, более отдаленный, но конкретный срок начала амнистии более предпочтителен – хотя бы потому, что правительство намерено провести информационную кампанию по разъяснению положений закона.
Часть депутатов бюджетного комитета попытались оспорить содержащуюся в преамбуле закона норму о том, что в амнистии не могут принять участие граждане, уже осужденные по ст. 198 Уголовного кодекса («Уклонение от уплаты налогов физическим лицом»). «Предложивший амнистию президент ничего не говорил о таком ограничении»,– отметила глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. По ее мнению, несправедливо лишать гражданина, наказанного за уклонение от уплаты налогов, возможности задекларировать доходы по эпизодам, за которые он может быть снова привлечен к ответственности.
Отметим, что, по данным милицейской статистики, за январь-август 2006 года за уклонение от уплаты налогов к уголовной ответственности привлечено 858 физических лиц, еще 1066 уголовных дел за этот период направлено в суд. Большая часть приговоров – это штрафы (до 500 тысяч рублей) и условные сроки (до трех лет). Приговоров, назначающих в виде наказания лишение свободы, немного. У МВД отдельной статистики по таким делам нет, а по данным зампреда бюджетного комитета Андрея Макарова, по 198-й статье сейчас находятся в заключении 18 человек. Самые известные из них – Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Светлана Бахмина.
Декларировать можно доходы, полученные до 1 января 2006 года. Поскольку ст. 15 Уголовного кодекса относит к преступлениям средней тяжести уклонение от уплаты налогов физическими лицами, срок давности по которым составляет шесть лет, гражданам имеет смысл признаваться в доходах, полученных, начиная с 2001 года.
Гражданам достаточно в любом банке перечислить платеж в размере 13% от заявляемой суммы на спецсчет в федеральном казначействе. Полученная в банке квитанция будет считаться документом, защищающим от дальнейших преследований налоговиков в рамках заявленных сумм.
Однако под амнистию не попадут граждане, которые уже отбывают наказание за уклонение от уплаты налогов по 198-й и 199-й статьям Уголовного кодекса России.
По словам главы банковского комитета Госдумы Владислава Резника, амнистия распространяется только на нарушения при декларировании доходов, но не касается иных правонарушений. То есть, если деньги были получены нелегальным путем или же с нарушением финансового, таможенного или иного законодательства, то амнистия не снимает с заявителя вины. От санкций налоговиков не защищены и работодатели граждан, воспользовавшихся амнистией.
По мнению экспертов, массового притока средств на счета налоговиков после 1 января не будет. Дело в том, что 13-процентная ставка легализации не очень конкурентоспособна. По словам специалистов, существует ряд способов легализации доходов по более низким ставкам. К тому же значительная часть средств уже легализована за пределами страны.
В администрации президента, фактического инициатора законопроекта, признают, что единственная мотивация для налогоплательщика участвовать в амнистии – фактор психологического комфорта.
Задача амнистии не экономическая, а скорее политическая – власть борется за доверие населения. Амнистия может стать успешной и даже сократить дефицит доверия к власти, но население должно знать об амнистии. При интенсивной информационной кампании хватит месяца, чтобы граждане всей страны узнали о готовящейся акции.
Большинство парламентариев скептически относятся к идее проведения налоговой амнистии. Они считают, что время для легализации капиталов уже упущено, и никакого эффекта ждать не стоит, поскольку сокрытые доходы уже давно куда-то и во что-то вложены. Политики убеждены, что данный закон важен только сточки зрения «большой» политики.
В то же время некоторые законодатели говорят о том, что в отношении этого закона некорректно употреблять слово «амнистия», потому что об амнистировании в нем даже не упоминается.