Прошедший год стал для «Росгосстраха» особенным: в октябре крупнейшая страховая компания России отметила свой 85-летний юбилей. Сегодня на наши вопросы отвечает Владимиром Золотарёвым.
– Владимир Владимирович, первый вопрос, конечно же, об итогах 2006 года. Каким он был для вашего филиала?
– Год для нас был достаточно успешным. Компания «Росгосстрах» с оптимизмом смотрит в будущее. За 2006 год по Самарской области «Росгосстрах» собрал премий на общую сумму 775 миллионов рублей. В частности, по ОСАГО – 300 миллионов 680 тысяч рублей (106,3%), по долгосрочному страхованию жизни – 23 миллионов 300 тысяч (97%), КАСКО – 181 миллионов рублей (146%), имущество граждан – 63 миллионов 300 тысяч (127%) и так далее. Но официальные окончательные данные мы подведем в марте – начале апреля. Пока это лишь предварительные подсчеты. На самом деле сбор премий несколько выше.
– Судя по цифрам, у вашей компании в этом году наиболее динамичным оказалось опять автострахование. Но многие страховые компании осторожно относятся к этому направлению из-за высокой убыточности.
– Да, автострахование активно продолжает развиваться. Основную убыточность составили ОСАГО, каско и сельхозстрахование. Но портфель все равно балансируется в сторону менее рискованных направлений, если посмотреть по абсолютным показателям.
– Как самарского лидера сельхозстрахования, не могу вас не спросить, как этот рынок показал себя в прошлом году? Какую поддержку оказали вам местные власти?
– По сельхозстрахованию мы потеряли прилично в прошлом году по определенным причинам. По всей стране в прошлом году выписывались договоры на господдержку, в которых заложена обязательная 20-процентная франшиза. Но Минсельхозразвития исключительно для Самарской области устранил эту франшизу. Мы не выписывали полисы без франшизы. Из-за этого мы потеряли приличное число договоров, это порядка 40 миллионов рублей. Подобная ситуация была у всех страховщиков, которые занимались сельхозстрахованием.
Также, несмотря на совместную работу властей и страховых компаний, преимущества пока не в нашу сторону. Сейчас федеральное правительство предусматривает компенсирование убытков сельхозпроизводителей по линии МЧС. Те, кто застраховался, под эту программу не подпадает. Причем критерии промерзания у них, и у нас разные. Мы ориентируемся на свою шкалу, которая более жесткая. Все мы помним прошлую зиму, когда на улице стояла температура ниже 30 градусов. Пострадали многие. Но из-за этой разницы в критериях, те, чьи земли не были застрахованы, получили компенсацию от гибели озимых от МЧС, а те, кто застраховал – не получили. Конечно, это вызвало массу недовольства.
– Как вы смотрите на то, что на рынке появляются иностранные страховые компании?
– На процесс экспансии иностранных страховщиков на самарский рынок можно посмотреть с двух позиций. Первая позиция – с точки зрения компании, вторая – с точки зрения наемного менеджера. С точки зрения компании – это хорошо. Как большая, мощная, конкурентоспособная компания мы и к конкурентам относимся с уважением. Если активно начнут входить на рынок иностранные страховщики, они будут вводить свои новые уникальные технологии, что очень хорошо. Также они придут с инвестициями, которые будут направлены на повышение страховой культуры населения. Тем самым рынок начнет очищаться от «серых» схем страхования, и мелкие страховые компании начнут отмирать. Мне как крупному страховщику очень сложно бороться с массой мелких компаний, другое дело – с несколькими крупными, которые работают по законам цивилизованного страхового рынка. С ними конкурировать и приятнее, и понятнее. Так сказать, наш конкурент получит четкие очертания.
– А с точки зрения наемного менеджера?
– При данной экспансии иностранцы будут пользоваться, прежде всего, нашими кадрами. Сейчас достаточно сложная ситуация на кадровом бизнесе в сфере страхования. А, следовательно, уровень оплаты труда резко возрастет.
– Это призыв вступать в ряды страховых агентов? Боюсь, население несколько настороженно воспринимает страхование, как поприще для карьерного роста.
– Зря, сейчас в страховом бизнесе можно очень быстро сделать карьеру. Да, до сих пор в наших стенах слышится ностальгия по былым временам, когда наша компания была Госстрахом-монополистом. Тогда в страховые агенты брали не каждого. Была очередь желающих работать в страховании, потому что зарплата была одна из самых высоких. Даже секретари обкома звонили и просили, чтобы их жен взяли агентами. Это было достаточно престижно и высоко оплачиваемо.
Последние два-три года создаются все предпосылки для создания былого престижа работы страховщиком. Соответственно, если мы сможем поднять престиж профессии агента и своими силами, и благодаря усилиям конкурентов, которые сюда придут с запада, то сможем добиться притока людей, которые хотят работать в этой профессии. Рынок растет, молодые думающие люди это видят.
– А можно ли к вам прийти без опыта работы, сколько придется проходить обучение и как долго ждать приемлемой зарплаты?
– К нам идут и без опыта, но на обучение тратится фактически вся жизнь. По мнению аналитиков, знание, умение и навыки – это капитал, который надо пополнять и обновлять каждые три года. Некоторые думают, что для работы агентом необходимы врожденные качества. Но даже связи с людьми – это определенные навыки и умения. Конечно, бывают случаи, когда умение общаться с людьми дается от рождения, но в большинстве случаев – это, безусловно, приобретенный навык, который нарабатывается.
Что же касается оплаты труда, то с первых же дней человек начнет получать зарплату на уровне средней по региону. А успешные страховые агенты в нашей компании могут зарабатывать гораздо более значительные суммы.
– А не боитесь, что всем подряд придется платить завышенные зарплаты из-за ситуации на рынке?
– Нет. Достойные деньги я готов платить тем, кто подрос профессионально и кто эти деньги реально зарабатывает. Наша штатная численность на протяжении последних лет менялась: в 2005 году мы провели сокращение – оставили 555 штатных сотрудников вместо 640. Отчасти это было по причине несоответствия современным требованиям компании-лидера. Люди не могли освободиться от старых стереотипов. Сейчас мы опять нуждаемся в кадрах – молодых, активных и желающих самореализоваться.