Треть россиян затруднились сформулировать, что в их представлении является предметом роскоши. В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выяснилось, что помимо яхт, элитных квартир, лошадей и самолетов граждане склонны отнести к роскошествам поездку за границу и мобильный телефон.
Напомним, что депутаты Государственной думы от фракции «Справедливая Россия» подготовили и 13 июня внесли на рассмотрение парламента поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение так называемого налога на роскошь. Документ относит к предметам хорошей жизни жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью свыше 15 миллионов рублей, автомобили, самолеты, яхты и вертолеты стоимостью выше двух миллионов рублей, драгоценности, картины и скульптуры, оцененные выше 300 тысяч рублей. В случае введения закона граждане и ряд негосударственных организаций, владеющие предметами из вышеназванного списка, будут обязаны ежегодно платить в казну от 1 до 5% стоимости находящихся в их владении предметов роскоши.
ВЦИОМ решил выяснить отношение россиян к этой инициативе. В целом законодательную инициативу поддержало чуть больше половины опрошенных – 57%, негативно к ней отнеслись 28%. Остальные затруднились ответить. Не стал неожиданным и тот факт, что чем лучше граждане оценивают свое материальное положение, тем больше среди них противников введения налога. Так, 48% тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее, выступают за введение налога. При этом среди бедного населения ратуют за налоговые новшества 64%.
Самарских социологов, опрошенных 63.ru, не удивило то, что почти половина обеспеченных граждан поддерживает инициативу «Справедливой России». «Россияне, которые относят себя к категории материально обеспеченных, чаще всего живут ненамного богаче своих соседей, – говорят эксперты. – Они не обладают предметами роскоши. У нас олигархи редко попадают под социологический опрос». Больше половины опрошенных – 57% – полагает, что введение налога никак не повлияет на ликвидацию разницы между богатыми и бедными.
В чем граждане согласны с парламентариями, так это в определении предметов роскоши. Чуть меньше половины – 48% респондентов отнесло к ним дорогие квартиры, 29% – дорогие автомобили, 19% – антиквариат, 16% – самолеты и яхты. Любопытно, что 4% граждан отнесли к предметам роскоши дорогую одежду, мобильные телефоны, мебель. Около 2% относит к роскоши владение барами, ресторанами и магазинами. Один процент считает роскошью возможность отдохнуть за границей.
Каждый третий опрошенный не понял, что ему отнести к предмету роскоши, и «затруднился ответить». Впрочем, затруднения граждан в этом вопросе понятны. Эта тема напрямую многих россиян не коснется, она далека от интересов простых граждан. Они просто не думают о роскоши.