Закон № 38 ФЗ «О рекламе» уже с натяжкой можно назвать новым. Он вступил в действие с 1 июля 2006 года. Однако несмотря на то, что прошел уже почти год, вопросов по практике его применения по-прежнему много. Причем не только у рекламопроизводителей, рекламодателей и рекламораспространителей, но и у представителей надзорного органа за соблюдением законодательства о рекламе. Поэтому сегодня руководители территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы по Приволжскому федеральному округу, а также все заинтересованные в деле производства и размещения рекламы стороны приняли участие в семинаре-совещании «Практика применения закона РФ № 38 "О рекламе"», организованном Самарским управлением ФАС и Торгово-промышленной палатой Самарской области.
Как отметила заместитель начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции УФАС по Самарской области Татьяна Никитина, новый закон «О рекламе» сохранил преемственность по отношению к своему предшественнику. Обрушения рекламного рынка не произошло. В то же время ФЗ № 38 привнес некоторые новшества, которых раньше в рекламном законодательстве не было. Например, не допускается совместная реклама лекарств, биологически активных и пищевых добавок, поскольку последние не являются лекарствами и не оказывают лечебного действия на организм человека.
С 1 января 2008 года вступают в силу несколько поправок к закону «О рекламе». Интересны новшества, касающиеся рекламы на телевидении. По словам госпожи Никитиной, с 1 января будущего года количество рекламной информации, передаваемой по телевидению, сократится с 20 % до 12 % в час эфирного времени.
Законодательные изменения касаются и рекламы финансовых услуг. Начиная с 1 июля 2006 года такая реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Стоит отметить, что именно на этом пункте часто «спотыкаются» рекламодатели-банки. В частности, рекламируя условия выдачи потребительских и иных кредитов. Если раньше в подавляющем количестве случаев банки указывали в рекламе только ставки, сроки кредита и суммы кредита, то сейчас закон требует наличия в рекламе всех дополнительных расходов, которые понесет заемщик. Сюда включаются и комиссии за пользование кредитом, единовременные комиссии за выдачу кредита, расходы на страхование, в некоторых банках – стоимость рассмотрения заявки и другие траты потенциального заемщика.
Как информирует Татьяна Никитина, раньше стоимостные показатели финансовых услуг указывались в валюте, а теперь все цены для удобства потребителя обозначаются в рублях. «Все эти меры направлены на то, чтобы банки не запутывали клиентов, а раскрывали фактическую стоимость кредита. Идеальным вариантом, на мой взгляд, была бы одна процентная ставка, включающая в себя все расходы. В этом случае потребитель сможет объективно оценить свои возможности», – резюмирует госпожа Никитина.