На прошлой неделе российский туристический рынок опять напомнил о себе скандалом: более 500 туристов из России, прибывших на отдых в Турцию, пострадали из-за российского туроператора «Лук-тур». Недобросовестность отечественных турагентств становится слишком навязчивой. Между тем с 1 июня этого года вступил в силу закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этот документ должен защитить потребителей туристических услуг и ликвидировать с рынка нежизнеспособные и нечестные турфирмы...
Случаи обмана туристов на нашем рынке не редки. Но обсуждать эту тему начинают после того, как случаются подобные крупные скандалы, как в этот раз с «Лук-туром». Россиянам, выезжающим на отдых, как ни крути, надо самостоятельно разбираться с недобросовестными фирмами.
Если вас не устраивает качество предоставления туруслуги, необходимо сохранить все туристские документы: договор, ваучер, турпутевку, подтверждение оплаты и прочее.
Необходимо доказать имевшие место недостатки оказанной услуги. Например, если вас поселили в отеле три звезды вместо пяти, нужно взять соответствующую справку из отеля о его категории. Если какая-либо из услуг не оказана, например, отменена оплаченная экскурсия, потребуйте замены услуги на аналогичную на месте, либо получите письменное подтверждение отмены у представителя турфирмы.
В течение 20 дней после окончания тура можно отправить претензию в турфирму. Ее пишут в свободной форме, при этом важно указать пункты договора, которые были нарушены, а также ссылаться на нормы законов («Об основах туристской деятельности в РФ», «О защите прав потребителей»). Желательно приложить к ней копии счетов за вынужденные расходы (это будут документальные подтверждения). Один экземпляр претензии оставьте у себя.
Отправить эту претензию можно по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении (квитанцию и уведомление сохраните). Турфирма обязана принять претензию и в течение 10 дней сообщить вам ответ.
Конечно, лучше проверять документы заранее – до того, как выяснится, что в отель не поступили деньги за проживание, а обратного билета нет.
Статья 10 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24. 11. 96 г. N 132-ФЗ устанавливает перечень существенных условий договора на туристическое обслуживание, к ним относятся: информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии, юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе в необходимом объеме; достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, его продолжительности, порядке встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена турпродукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; порядок и сроки предъявления претензий туристом; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон.
Хорошо, если в договоре или турпутевке были подробно указаны конкретные условия путешествия. Например, те условия, которые существенны для туриста, выбирающего тур, – вид на море, шведский стол, а не континентальный тип питания, наличие кондиционера в номере, условия и порядок передачи документов на получение въездной визы и другие важные детали. Если в договоре не указаны какие-либо важные для туриста детали, их можно вписать от руки под договором и скрепить подписями сторон.
Не соглашайтесь на условие, что компания по своему усмотрению может менять отель, даже если он будет такой же или более высокой категории. На практике оказывается, что туристов переселяли в худшее место, и они не могли ничего сделать.
Не лишним будет знать и о том, что с первого июня все туристические фирмы обязаны работать по-новому. Путешественник теперь вправе проверить туркомпанию, которой он готов доверить не только свои деньги, но и жизнь.
Для этого в законодательстве теперь предусмотрена новая схема работы для туристических компаний: каждый туроператор обязан получить финансовое обеспечение ответственности в банке или страховой компании. Под этой сложной терминологией скрывается новая обязанность для участников туристического рынка: работать дозволено только тем, кто заранее получит банковскую гарантию или застраховал ответственность перед своими клиентами. Для внутрироссийских операторов размер гарантий составляет полмиллиона рублей. Для компаний, работающих на рынке въездного и выездного туризма, – пять миллионов.
Все туроператоры должны быть включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Деятельность компаний, не занесенных в реестр, считается незаконной. В отдельном списке – туроператоры так называемого внутреннего туризма. Их 184.
Согласно новым правилам в договоре туроператор обязан указывать свой номер в Едином реестре туроператоров. Если это правило не выполнено, договор считается незаключённым. Сейчас в списке, размещенном на сайте «Ростуризма», 1535 компаний, но он, очевидно, будет еще пополняться.
Получить банковскую гарантию сложнее, ведь кредитные организации готовы работать только с надежными проверенными туристическими компаниями.
О реестре уже уведомлены все посольства, консульства и транспортные компании на территории России о том, что с 1 июня 2007 года осуществлять туроператорскую деятельность смогут только компании, внесенные в Федеральный реестр. Некоторые западные консульства дали российским партнерам по бизнесу еще месяц на то, чтобы российские туроператоры успели получить финансовые гарантии. Хотя известны и обратные случаи.
Туристические компании обязаны будут предоставить своим клиентам компенсации за несоблюдение условий договора. Для этого недовольному туристу необходимо будет обратиться с письменным заявлением к туроператору, а в случае его отказа – в страховую компанию. Для подтверждения своей правоты туристу необходимо заранее собрать подтверждающие документы – выписки из отеля о его статусе и режиме питания, фотографии или видеоматериалы, показания свидетелей. Если туроператор и страховая компания не увидят существенных нарушений договора и откажут в выплате компенсации, турист сможет обратиться в суд.