В Федеральном арбитражном суде Поволжского округа состоялось рассмотрение дела с участием Самарского УФАС и ООО «Самара-Модерн» – управляющей компании ресторанов «У Швейка» и «Чешский Пивовар». «Самара-Модерн» оспаривала постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, решения Арбитражного суда Самарской области на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о наложении штрафа в размере 40 тысяч рублей на свою компанию. Штраф был наложен в связи с распространением рекламы пива посредством перетяжки: «Живое чешское пиво. Dukat. У Швейка. Чешский Пивовар».
Ведомство Петра Торкановского признало эту рекламу ненадлежащей, так как на баннере предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, пива и напитков на его основе занимало менее 10%.
Между тем, согласно действующему законодательству (часть 3 статьи 22 закона «О рекламе»), реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При этом такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламного пространства.
Суды первой и второй инстанции поддержали точку зрения Самарского УФАС России и отказали в удовлетворении жалобы ООО «Самара-Модерн». Представители управляющей компании ресторанов «У Швейка» и «Чешский Пивовар» обратились в суд кассационной инстанции с просьбой признать недействительными постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда Самарской области. Истцы аргументировали свое заявление тем, что они не должны нести ответственность за распространение указанной рекламы. Кроме того, они оспаривали правильность процентного измерения предупреждения о вреде потребления пива.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил точку зрения Самарского УФАС России. Суд признал, что реклама ООО «Самара-Модерн» является ненадлежащей, а постановление о наложении штрафа, вынесенное Самарским УФАС России, является законным.
Следует отметить, что для надзорного органа судебные разбирательства стали уже привычным делом. По словам руководителя Самарского УФАС Петра Торкановского, это связано с тем, что антимонопольная служба получила право применять весомые штрафные санкции к нарушителям рекламного законодательства: от 40 до 500 тысяч рублей. Поэтому представители Самарского УФАС советуют рекламодателям внимательно относиться к прочтению и толкованию закона «О рекламе». Тем более что сейчас активно обсуждаются и готовятся поправки, направленные на ужесточение правил размещения рекламы.