Возможно, в ближайшее время получить возмещение по ОСАГО станет проще. Вчера банковский комитет Государственной думы рекомендовал принять в первом чтении ряд внесенных Министерством финансов поправок к закону об ОСАГО, предлагающих введение европейского протокола. То есть оформление страхового случая без участия сотрудников ГИБДД, увеличение суммы выплат по жизни и здоровью до 160 тысяч рублей на одного пострадавшего в ДТП. Самарские страховщики считают, что реализация закона может встретить объективные трудности.
Суть прямого урегулирования убытков (так называемый европротокол) состоит в следующем: страховая компания сначала выплачивает возмещение, а затем уже самостоятельно занимается поиском виновника ДТП и взыскивает с него или его страховой компании выплаченные пострадавшему суммы. Стоит отметить, урегулирование убытков таким образом осуществляется и сегодня, но только если автомобиль застрахован по полису каско.
Также ведомство Алексея Кудрина предложило ввести возможности оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции, прямо на месте происшествия, так называемого европейского протокола. Такой порядок предложен для случаев, когда ущерб пострадавшего в аварии не превышает 25 тысяч рублей.
Между тем в ходе заседания президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль предложил, чтобы страховщики сами решали, участвовать им в системе упрощенного урегулирования или нет. «Надо дать страховщикам право самостоятельно решать, готовы ли они так работать. Ведь все страховщики ОСАГО, а их 170 компаний, разные по финансовому уровню», – отметил Александр Коваль.
Участники самарского страхового рынка по-разному отнеслись к этой инициативе. Менеджер центра автострахования Самарского филиала «ВСК-страховой дом» Роман Любицкий предполагает, что это выход из положения. Сотрудник одной из страховых компаний сообщил, что в этом случае клиенты начнут переходить к тем СК, кто будет осуществлять прямое урегулирование, в первую очередь – это крупные игроки. А это ускорит уход с рынка ОСАГО мелких и средних страховщиков. Тем не менее, участники рынка сошлись во мнении, что рынок ОСАГО созрел для этой системы. «Система прямого урегулирования убытков видится наиболее выгодным путем для страховых компаний, которые смогут минимизировать издержки, получать более четкую статистику и защищаться от мошенничества», – говорит эксперт компании «ФИНАМ-Страхование» Светлана Королева. По ее мнению, закон актуален как для страховщиков, так и для автовладельцев. «Сегодня есть прецедент, когда крупнейшие автостраховщики – «Росгосстрах», «Ингосстрах», РОСНО, «РЕСО-Гарантия», «Альфа-Страхование», «Согласие», «Спасские ворота», ВСК и «Русский мир» – пытались объединиться, договорившись о прямом урегулировании убытков», – сообщила госпожа Королева.
В то же время участники рынка отмечают и объективные трудности, которые могут возникнуть при реализации закона. По их мнению, принятие закона сдерживается необходимостью принятия поправок в Налоговый кодекс, так как если страховая деятельность не облагается налогом, то система взаимозачетов уже подпадает под налогообложение, что снижает рентабельность страховщика. Вместе с тем существует проблема разработки единой методики оценки убытка, существует ряд неурегулированных технических вопросов. «Поэтому речь идет не только о принятии конкретного механизма, но и о поправках в налоговое законодательство и в закон об административных нарушениях. При этом реализация этого закона не должна повлиять на повышение стоимости полиса», – резюмирует Светлана Королева.