В понедельник, 15 октября, на сайте Сбербанка была опубликована «Концепция развития Сбербанка России до 2012 года», которая содержит несколько значимых изменений для бизнеса Сбербанка. Он полностью меняет структуру управления и продуктовый ряд. Новые услуги будут доступны и в Поволжском банке. Однако независимые эксперты считают, что продвижение новых продуктов и услуг займет у финансово-кредитного учреждения много времени.
Концепция одного из крупнейших банков страны определяла развитие кредитного учреждения на период 2001–2005 годов, и, как отмечается в документе, была успешно реализована: рыночная капитализация в три раза превысила величину собственных средств, а совокупная доходность акций составила в среднем за пять лет 123% годовых. Сбербанк сохранит ориентацию на рынок розничных массовых услуг и при этом изменит управленческие и технологические процессы. Сейчас клиентский бизнес представлен в правлении директорами кредитного управления и управления корпоративных клиентов. Теперь будут сформированы три бизнес-блока: корпоративный, розничный и управления активами. Стоит отметить, что сегодня Сбербанк лишь косвенно присутствует на рынке управления активами благодаря собственному негосударственному пенсионному фонду, в прошлом году вышедшему на рынок обязательного пенсионного страхования.
Также одним из новых направлений для финансово-кредитного учреждения станет работа с VIP-клиентами. В документе указывается на то, что системная база для этого уже создана. В дальнейшем самым логичным развитием ситуации будет выделение Private Banking в отдельное направление.
Участники рынка уверены, что поменять политику Сбербанк заставила увеличивающаяся конкуренция. «Российская банковская система сегодня очень динамично развивается. Однако доля Сбербанка на этом рынке может уменьшиться. Чтобы сохранить лидирующие позиции, банк должен предпринимать определенные шаги», – говорит главный специалист сектора развития бизнеса Самарского филиала «Банка Москвы» Вячеслав Квитко.
Независимые эксперты уверены, что на продвижение новых продуктов и услуг у Сбербанка может уйти много времени. «Оценивать сейчас перспективы сложно. С одной стороны – преимуществом Сбербанка является известность бренда и достаточно высокая степень доверия населения, а также наличие развитой сети филиалов, которые накрывают всю страну. Ресурсы банка, как финансовые, так и административные, также позволяют ему начать активную кампанию по продвижению новых услуг. С другой стороны – для Сбербанка это новый вид деятельности, для которого потребуется привлечение значительного числа профессиональных кадров, изменение структуры, так что дело это не скорое», – полагает аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский.
В пресс-службе Поволжского банка Сбербанка России затруднились пока назвать конкретные даты выхода на рынок новых продуктов. Но уточнили, что все эти услуги и продукты будут доступны и в Самаре. Впрочем, аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский предположил, что частично новые продукты и услуги окажутся в распоряжении клиентов уже в 2008 году. «Приход нового президента банка потребует некоторого времени на кадровые перестановки, затем будут сформулированы новые услуги и создана под них структура реализации. Так что, вероятно, раньше 2008 года Сбербанк в новом сегменте будет незаметен. Отчасти банк уже сейчас оказывает некоторые инвестиционные услуги, но пока ни тарифно, ни профессионально конкурировать в этом секторе он, как и ВТБ, не способен», – считает г-н Сергиевский.