«Кризис платежей» отступает
С понедельника, 12 ноября, в Самаре терминалы, с помощью которых можно расплатиться за услуги связи и ЖКХ, перестали работать. В законную силу вступило указание ЦБ номер 1842-У, согласно которому операторы должны осуществлять свою деятельсноть через банки
С понедельника, 12 ноября, в Самаре терминалы, с помощью которых можно расплатиться за услуги связи и ЖКХ, перестали работать. В законную силу вступило указание ЦБ номер 1842-У, согласно которому операторы должны осуществлять свою деятельность через банки. Этот документ привел в недоумение некоторых игроков этого рынка: теперь некоторые из них не могут понять, можно ли им работать.
Эксперты считают, что таким образом компании заняли выжидательную позицию, надеясь на скорейшие разъяснения со стороны ЦБ. Впрочем, далеко не все участники самарского рынка рассчитыют на Центробанк. Некоторые уверены, что новые требования не только позволят более точно контролировать денежные потоки, но и предоставят самим операторам новые возможности развития.
Большинство операторов основывало свою деятельность по приему наличных от граждан и переводу денег поставщикам оплачиваемых услуг на основе агентских соглашений с ними. Однако Центробанк в указании обязал организации, принимающие платежи, заключать договор с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег.
Стоит отметить, что эксперты не один раз предупреждали соответствующие властные структуры о том, что после 12 ноября стране грозит «кризис платежей». К главе Центробанка Сергею Игнатьеву обращались глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник.
В Мининформсвязи Леониду Рейману направляла открытое письмо Ассоциация-800, представляющая региональных операторов связи. С аналогичной жалобой обратился в Мининформсвязи и «Вымпелком». Эти попытки не принесли результата. Впрочем, несколько обнадежило интервью с первым зампредом банковского комитета Госдумы Павлом Медведевым, которое он дал RBK-Daily.
В частности, господин Медведев сообщил, что при правительстве России будет создана рабочая группа для решения этого вопроса. Также он подчеркнул, что агентская схема не упразднена, а сохраняется: «Eсли владелец терминала является агентом поставщика услуг, например телефонной компании, тогда ему переводить ей деньги не нужно: они юридически попадают в кассу этой телефонной компании в тот момент, когда мы опускаем их в чрево автомата. Следовательно, это не относится к тем владельцам платежных терминалов, которые работают по агентской схеме. В результате договоры с банками должны заключить лишь те компании, которые не хотят работать по агентской схеме, а предпочитают банковскую модель».
Так или иначе, некоторые операторы приостановили работу терминалов, и жители Самары уже смогли почувствовать неудобства, связанные с этой выжидательной позицией. «Участники рынка ждут изменения законодательства. В настоящее время в Госдуме уже находится законопроект, который позволит принимать платежи без договора с банком. В такой ситуации им выгоднее переждать, чем связывать себя договорами с банками», – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский.
В то же время среди самарских игроков есть и такие, которые уже разобрались в законодательных новшествах. «Нужно понимать, что вступление в силу закона «О банках и банковской деятельности» и указания ЦБ РФ не только ужесточает и упорядочивает контроль за денежными потоками, но в том числе открывает новые горизонты развития. В частности, увеличивается список предлагаемых услуг, за счет получателей платежей, имеющих договор с банком, среди которых оплата коммунальных услуг, штрафов УВД ГИБДД, погашение потребительских кредитов, пополнение счетов банковских карт», – говорит коммерческий директор информационно-платежной системы «Одно касание» Виктор Курочкин. По его словам, вступление в силу закона не отменяет действие Гражданского кодекса РФ.
Иными словами, прием платежей по агентской схеме, согласно ГК РФ, и по банковской схеме будут существовать параллельно. А уход с рынка недобросовестных участников приведет к высвобождению мест под установку платежных терминалов, а также поспособствует применению цивилизованных методов борьбы за клиента путем увеличения количества и, главное, качества предлагаемых услуг. «Говорить о том, какая схема работы лучше, не совсем правильно. Плюсы и минусы есть в любой схеме. Участник бизнеса по приему платежей должен сам решить, какая схема работы ему наиболее приемлема и экономически выгодна», – полагает господин Курочкин.