Владелец тольяттинского «ФИА-БАНКа» Анатолий Волошин и председатель наблюдательного совета этого кредитного учреждения Александр Носорев, владеющие золотодобывающей компанией в Якутии, намерены увеличить добычу этого металла в 2008 году до 1500 кг. Анатолий Волошин даже подумывает о целесообразности того, чтобы весь капитал банка был подкреплен золотым эквивалентом. Эксперты уверены, что эта идея представляется сомнительной, так как золото, являясь биржевым товаром, подвержено высокой волатильности и точно так же, как в этом году оно росло в цене на 30%, оно может и серьезно дешеветь.
Год назад, в декабре 2006 года, тольяттинский «ФИА-БАНК» открыл в Якутии филиал «Индигирский» для обслуживания предприятий золотодобывающей отрасли. А недавно в интервью журналу «Эксперт» председатель правления «ФИА-Банка» Анатолий Волошин пояснил, что филиал работает на компанию «Голден Индигир Групп», владельцами которой являются господин Волошин и Александр Носорев. Последний, по словам Анатолия Волошина, и предложил идею подобного бизнеса, который уже приносит своим владельцам неплохую прибыль.
«В прошлом году добыли 70 килограммов, в этом году – 515, а в следующем добудем уже 1500», – говорит председатель правления ФИА-БАНКа. Учитывая, что самыми крупными в 2006 году добытчиками якутского золота стали ОАО ГРК «Алданзолото» (4 500 тысячи кг), а второе место делят артель старателей «Западная» и ООО «Нерюнгри-Металлик» (по 1200 кг соответственно), то можно судить о масштабах золотодобывающего бизнеса владельцев тольттинского банка. По словам руководителя центра по связям с общественностью ФИА-БАНКа Игоря Волошина, это может составить 1% от российской золотодобычи.
Аналитики высоко оценивают возможности золотодобывающего бизнеса. «Сейчас на мировом рынке спрос на золото высок, цены колеблются в районе 800 долларов за тройскую унцию, и золотодобыча становится привлекательным бизнесом даже для иностранных инвесторов, которые активно покупают золотодобывающие активы, даже несмотря на то, что у нас почти все добываемое золото скупает Центробанк по фиксированным ценам», – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский. По его словам, если тренд на рост цен на нефть и ослабление доллара сохранится, то золото по-прежнему будет востребовано, поскольку основной интерес к нему сейчас обусловлен не ювелирными и техническими, а антиинфляционными потребностями. «Но даже если ситуация останется в пределах среднегодовых параметров 2007 года существенного снижения спроса на золото мы не ожидаем», – полагает эксперт Dengi63.ru.
Также глава «ФИА-БАНКа» сообщил, что не исключает целесообразности того, чтобы весь капитал возглавляемого им кредитного учреждения был подкреплен золотым эквивалентом: «До 1971 года все государства со свободно конвертируемой валютой должны были иметь на нее золотое покрытие. А потом президент США Никсон отменил это, и за ним пошли все страны. Началась долларизация. Так что сейчас надо покупать золото. Наверное, есть смысл, чтобы весь капитал «ФИА-БАНКа» был обеспечен золотом». Будет ли тольяттинский банк к этому стремиться, не ясно. В пресс-службе кредитного учреждения на этот вопрос затруднились ответить. Однако подчеркнули, что «золотой эквивалент капитала – это показатель устойчивости бизнеса и стабильности банка».
«В условиях нынешнего роста цен на этот металл и его стабильности на рынке, покрывать какую-то часть активов золотом может быть выгодно. Однако и здесь речь должна идти о пропорциях: весь капитал обеспечить золотом не реально», – полагает руководитель департамента банковского аудита компании «Листик и Партнеры» Дмитрий Лукьянов. Согласен с коллегой и Владимир Сергиевский: «Эта идея представляется сомнительной. Золото, являясь биржевым товаром, подвержено высокой волатильности и точно так же, как в этом году оно росло в цене на 30%, оно может и серьезно дешеветь. Кроме того, не очень понятно, на чем в таком случае будет зарабатывать банк.
Ведь он, по сути, «торгует» деньгами, «покупая» их у вкладчиков, держателей облигаций, векселей или банков-кредиторов по низкой цене (под меньший процент) и «продавая» их заемщикам по более высокой (то есть под более высокий процент). Для этого ему нужны именно деньги как средство обращения, а конвертация золота в деньги и обратно каждый раз будет связана с высокими расходами. Получить деньги под обеспечение золота можно, но не больше, чем под обеспечение других равноценных активов, а вот переводы и хранение золота гораздо более затратны».
По его словам, банк будет ограничен в росте, ведь под залог выданных кредитов он привлекает новые средства, а они уже не будут обеспечены золотом. Банк получает доходы, вкладывая в рисковые активы (по сути, покупает и продает риски) и именно за риски получает высокую доходность, причем долгосрочно гораздо более высокую, чем дают вложения в золото. «То есть банк, чьи активы полностью обеспечены золотом, не будет ни более надежным, ни более доходным, чем другие, а скорее, по обоим параметрам уступит остальным. Единственным его преимуществом может быть имидж, обыгрывание в рекламе слогана «Золотого стандарта», но его можно создать и без реального обеспечения золотом», – полагает господин Сергиевский.