Бизнес Андрей Крюков, генеральный директор ОАО «МТК», представитель компании «АвиаТренд»: «Работа – это основной азарт и хобби»

Андрей Крюков, генеральный директор ОАО «МТК», представитель компании «АвиаТренд»: «Работа – это основной азарт и хобби»

" src=

Как нельзя лучше бизнес нашего собеседника может охарактеризовать перефразированная цитата из полулярного советского фильма: «Инвестиции – дело тонкое». Андрей Крюков – один из пионеров такого вида бизнеса в Самаре, как инвестиционная деятельность. Несколько лет назад компания «АвиаТренд», представителем которой он является, инвестировала средства в строительство жилья, выбрав в качестве партнера одного из крупнейших на тот момент операторов рынка – компанию «Содействие». О дальнейшем развитии событий известно далеко за пределами региона. Это сотрудничество, пожалуй, доставило инвестору Крюкову наибольшее количество проблем. О том, как компания вышла из непростой ситуации и чем она живет сегодня, Андрей Крюков поведал Business63.ru.

На инвестициях в строительство точку не поставили?

– Нет. Банковский бизнес и инвестиции в строительство – это два вида деятельности, которыми мы занимались и продолжаем заниматься в настоящее время. Несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться за последние три года, заканчивать свою инвестиционную деятельность в недвижимость мы не хотим. На это затрачено слишком много труда, чтобы взять и все свернуть. Авиационный бизнес, которым я раньше тоже активно занимался, сейчас отошел на третье место.

Какое место инвестиции в банковское дело сейчас занимают в деятельности вашей компании?

– Банковское направление является приоритетным для нашей компании с точки зрения потенциала. В этой сфере более понятны финансовые отношения, по сравнении со строительством. Ресурсный фонд вложения денег в банковском бизнесе гораздо прозрачнее, чем вложения в строительство недвижимости. К тому же банки работают напрямую с деньгами, а инвестиции в строительство – это длинная цепь от оформления разрешения на строительство до продажи квартир.

А с чего вы начали развивать свой бизнес?

– Свой бизнес я начал очень давно – в начале 1990 годов – с банковского дела. После окончания авиационного института сферой своей деятельности я выбрал банки. Потом, в период моей работы в компании ООО «АвиаТренд», акцент делался на авиации. А с 2004 года основное внимание опять привлекла банковская сфера. В это же время заинтересовался инвестициями в строительство.

На основании чего вы делали выбор направлений своей деятельности?

– Это связано, прежде всего, с моими приоритетами, а также с окружающими людьми, которые оказывают влияние выбор той или иной сферы вложения денег. Вокруг меня всегда было немало банкиров и людей, имеющих отношение к технике и авиации. Поэтому во время работы в компании «АвиаТренд» я предложил заниматься этими видами бизнеса.

А как же решили делать инвестиции в жилищное строительство?

– На это тоже «подтолкнули» мои хорошие друзья. Они познакомили меня с владельцами таких компаний, как ООО «Содействие», ООО «Прогресс», ЗАО «Росстрой», ЗАО «Волга-Энергоресурс» и ООО «ММ-Консалт». Разговор был достаточно длинный. Они рассказывали о своих ресурсах и возможностях. Мы проверили все эти данные. На тот момент, это были самые мощные компании в Самаре с достаточно большим полем деятельности.

Переговоры начались в середине 2004 года, а первые инвестиции сделали только в январе 2005 года. Около полугода ушло на анализ имеющихся документов указанных фирм, позволяющих определить перспективы их развития и целесообразность вложения инвестиций в строительную отрасль. Результаты были положительными. Не заметил я одного: эти компании были интересны не только их хозяевам, но и рейдерам, которые старались как можно быстрее захватить привлекательный бизнес. Только после начала инвестирования строительства выяснилась невозможность своевременного оформления необходимой для продолжения строительства разрешительной документации, срок действия которой заканчивался в конце 2005 года. Эта ситуация была создана искусственно.

А потом изменилось законодательство...

– Да, вышел новый закон о строительстве, устанавливающий иной порядок оформления разрешительной документации. Наши усилия, потраченные на оформление документации, были напрасны. Все пришлось начинать сначала. Строительный рынок остановился для того, чтобы перестроиться. Дольщики забеспокоились – они же не получали квартир в это время. У компаний начались проблемы, с которыми справиться они не смогли, так как не обладали достаточным ресурсом для выполнения всех обязательств.

То есть, на ваш взгляд, основная причина в изменении закона?

– В неготовности владельцев строительных компаний решить проблему в момент перехода к новому законодательству.

Насколько, на ваш взгляд, грамотно решалась проблема дольщиков два года назад, год назад и сейчас?

– Все пути, которые избирались, правильные. Вопрос был только в том, по какому из них пойти. Сначала пытались привлечь каких-то инвесторов, предоставив им определенные преференции, но этот путь долгий. Ведь каждый инвестор будет прогнозировать собственную прибыль и, исходя из этого, потом выстраивать свои отношения с каждым из дольщиков. Это очень длительный процесс. Второе предложение – создавать мелкие компании на базе каждой точечной застройки. Но эти компании опять же не могли выжить без преференций, льготных кредитов или даже бюджетных субсидий. Нельзя сказать, что все пути были неправильными, а вот сейчас он самый верный. Просто предыдущие два требовали очень много времени для окончательного решения проблемы. Сейчас все рассчитано на конкретного человека. Каждый дольщик самостоятельно занимается своими документами и знает, как решается проблема с его квартирой. На мой взгляд, уладить проблемы получается даже немного быстрее и лучше, чем предполагалось.

Ваша трехлетняя борьба за «Содействие» тоже завершилась?

– Я надеюсь, что нам удалось все-таки решить проблемы, связанные с «Содействием». В любом случае финиш виден. Считаю, что из нашей ситуации администрация области нашла идеальный выход. Область и город пошли на те соглашения, которые были заключены еще со старой администрацией Константина Титова. Речь идет о том, что «АвиаТренд» отказывается от всех своих финансовых притязаний и обременений к ООО «Содействие», ООО «Прогресс», у которых помимо нас, инвесторов, еще и тяжелая ситуация с дольщиками. За это нам выделяют земельные участки для того, чтобы мы смогли путем дальнейших вложений восстановить свои упущенные финансовые потоки. Землю нам дают в аренду под строительство на Московском шоссе в районе больницы Калинина. Строить мы там еще ничего не начали, поскольку не получили всех необходимых документов. Приступили лишь к разработке проектов и подбору партнеров по освоению этих площадок.

Планируете строить торгово-развлекательный центр?

– За эти два года, когда нам в качестве компенсации вложенных инвестиций обещали в аренду земельные участки, было много различных договоренностей и контактов. Сейчас они потеряны потому, что за это время люди просто устали ждать, когда же мы решим вопрос с арендой земельных участков. Теперь они уже строят крупные объекты в других местах. В настоящий момент задумок относительно того, что же это в итоге будет тоже много. Предложений о сотрудничестве сделано немало. Отмечу, что нам бы очень хотелось как можно больше контактов иметь именно с самарским бизнесом, чтобы все финансовые потоки были местными. Но о чем-то конкретном я буду говорить только после оформления всех документов.

Развернувшаяся борьба за «Содействие», наверное, навсегда отбила желание вкладывать деньги в именно жилищное строительство?

– Почему? Наоборот. На этом рынке есть достаточно успешно действующие компании. Например, если СОФЖИ выпустит ценные бумаги, облигации, это для нас будет очень привлекательным вложением денежных средств.

Какие отношения у вас сложились с дольщиками «Содействия»?

– К счастью, с дольщиками у меня прекрасные отношения. Нашлись, конечно, субъекты, которые считали, что я стремлюсь решить сверхзадачи по получению прибыли или что-то еще, называли меня и рейдером, и кем угодно. Думаю, что все это использовалось как попытка обелить собственный бизнес. Поэтому хорошо, что большинство дольщиков не стали разделять понятия дольщика и инвестора и поняли, что мы находимся в одинаковом положении.

Вы были основным кредитором «Содействия», но на него претендовали и другие бизнесмены…

– За эти три года борьбы за компании, в которые мы вкладывали свои инвестиции, такое количество рейдеров пыталось что-то получить от чужого бизнеса... Благодаря максимальной поддержке дольщиков нам вместе удалось предотвратить растаскивание инвестированных компаний по частям. «Содействие» нам удалось сохранить практически идеально. Мы не дали разорвать его. Сделать это пытались и фирмы, и чиновники.

Какими способами пытались отнять «Содействие»?

– Рейдерских способов достаточно много. Все они базируются на неоптимальных юридических законах, на той системе, которая дает возможность применить законы как слева, так и справа. К тому же поддержка какой-то прослойки чиновников, каких-то силовых структур дала им возможность вывести из «Содействия» несколько участков земли и переоформить несколько объектов в собственность. Хотя есть и положительные показатели у тех, кому достались некоторые «кусочки». Например, СОФЖИ. Я знаю, что дом на улице Никитинской строится в таком же темпе, как и у созданных дольщиками ТСЖ.

Не так давно прокуратура возбудила дела против чиновников департамента строительства, обвиняя их в задержке выдачи документации на строительство домов, отчего якобы и пострадали дольщики...

– Если накажут чиновников, проблемы дольщиков решатся быстрее? Или этих чиновников заставят класть кирпичи на недостроенные дома? Этих людей уже нет в департаменте, поскольку в прошлом году сменилось руководство города. А пришедшим на эти должности не дают работать, потому что, наверняка, забрали все документы. Люди, которые придут в администрацию получать разрешения, будут слышать один ответ – документы изъяты.

Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы подобные ситуации с дольщиками больше не возникали?

– Считаю, что нужно взять схемы, которые работают на Западе. Земля выделяется только тем компаниям, которые аффилированы к сильным финансовым структурам. Эти структуры должны контролировать весь процесс от начала до конца, выбирая строителей, подрядчиков и риелторов. Тогда проблемы с деньгами отпадут. Если все будет делаться вовремя, чиновники, думаю, просто будут вынуждены выдавать все разрешения. То есть нет смысла отдавать участки какой-то неизвестной компании ради того, чтобы она стала когда-нибудь потом мощной, развиваясь на этих первых участках. Все должно идти от денег, которые конкретная компания может вложить в конкретное дело, а не от желания. Думаю, что ряд нормативных документов или, скажем так, ряд усилений, который планирует сделать наша областная администрация, как раз именно этому всему помогут. Скорее всего, такими финансовыми институтами должны быть банки с профессионально настроенным механизмом, начиная с оформления документов и заканчивая ипотекой.

Как вы оцениваете нынешнее состояние самарского строительного рынка?

– Никак. Потому что он непонятен. Потому что не думаю, чтобы какая-то отдельная компания могла точно сказать, что выполнит свои обязательства, что в срок внесет те деньги, которые обещала. Это хаос. Пусть он потихоньку превращается в какие-то более стабильные отношения, но... С одной стороны, на этот рынок давит кризис ликвидности. А с другой – тонны нефте-рублей все равно подстегивают рынок.

На ваш взгляд, сейчас лучше инвестировать в банковскую сферу, чем в жилищное строительство?

– На настоящий момент разумнее инвестировать в банки. На рынке жилой недвижимости определенный кризис все равно существует. Вытекает он из того, что все схемы серые, все документы в тени, все перспективы в тумане.

Вы учились в авиационном институте. Успели поработать инженером?

– Нет, конечно. Получив высшее образование, сразу занялся бизнесом.

Это связано с веянием времени?

– Нет, я просто очень азартный человек. А институт выбирал как дань времени. Тогда авиационный был самым престижным в Самаре. Как сейчас все стремятся отправить своих детей учиться за границу, так раньше модно было получать образование в КуАИ.

А вне работы вы столь же азартный человек?

– Я азартный, но очень быстро перегораю. Легко могу увлечься чем-нибудь и, как мне поначалу кажется, очень серьезно. Но потом все перегорает. Потому что работа занимает практически все время. Работа – это как ствол у дерева. Ветки могут вырастать большими, но потом отсохнуть, появятся другие. А ствол один, его не может быть два. Поэтому работа – это основной азарт, увлечение, хобби. Но и все, что касается нерабочего времени, тоже ценю.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления