Территориальные управления Центрального банка России получили памятку для граждан, намеревающихся воспользоваться потребительскими кредитами. Этим шагом Банк России намерен повысить качество надзора за банками и улучшить их работу. Специалисты банковского сектора расценивают такую меру допконтроля крайне положительно: она не только поспособствует повышению финансовой грамотности населения, но и станет еще одним шагом на пути к формированию цивилизованного и прозрачного рынка. Впрочем, оперативность банков в потребкредитовании при этом может значительно снизиться.
Терруправления ЦБ должны рекомендовать памятку к использованию кредитным учреждениям регионов. По информации Dengi63.ru, некоторые банки Самары уже имеют памятку в наличии. В ней ЦБ дает разъяснение, что представляет собой потребительский кредит и на какие цели он может быть направлен. Изложены и основные обязанности сторон: заемщика и банка.
Особое внимание ЦБ обращает на то, что часто условиями кредитного договора, предлагаемого заемщику банком, предусматривается необходимость осуществления иных платежей – скрытых комиссий в пользу банка и третьих лиц.
Как следует из памятки, сотрудники банка обязаны предоставить заемщикам исчерпывающую информацию об условиях кредитования, в том числе обо всех без исключения платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием. Перед принятием решения о получении потребительского кредита ЦБ рекомендует заемщикам не только оценить свои потребности в его получении, но и возможности по его своевременному погашению.
Оптимальным вариантом, по рекомендации регулятора, является изучение и сравнение предложений нескольких банков, выдающих потребительские кредиты.
ЦБ также настоятельно рекомендует заемщикам не спешить с подписанием кредитных документов, а внимательно изучить кредитный договор – лучше взять его домой. Если условия кредитования непонятны, то необходимо обратиться за разъяснениями к сотрудникам банка. Если же сотрудники кредитной организации не смогли предоставить необходимого разъяснения или же отказались это сделать, то ЦБ советует заемщику вовсе отложить принятие решения, о данном факте сообщить в территориальное учреждения ЦБ.
Как сообщили корреспонденту Dengi63.ru в пресс-службе Банка России, решение об издании специальной памятки для заемщиков было принято еще месяц назад.
По мнению экспертов, решение регулятора об издании подобного методического пособия в условиях сегодняшней ситуации на рынке потребительского кредитования представляется верным шагом. Как отметил главный специалист сектора развития бизнеса самарского филиала ОАО «Банк Москвы» Вячеслав Квитко в последнее время участились судебные разбирательства учиненные заемщиками в отношении кредитных организаций. В большинстве случаев они связаны с неполным предоставлением банками информации об условиях потребительского кредита. «Меры по устранению этой ситуации ЦБ предпринимал и ранее, – говорит Вячеслав Квитко. – Например, 1 июля 2007 года вышло распоряжение Банка России о прямой обязанности банков к раскрытию эффективной ставки и информировании заемщика о всех предстоящих расходах». Издание памятки, по мнению эксперта, – это дополнительное внимание ЦБ к заемщикам. «Чем лучше клиенты будут знать свои права, тем быстрее рынок станет цивилизованным, прозрачным», – считает он.
Руководитель самарского филиала «Мастер-Банка» Константин Снегарев предположил, что данная мера поспособствует снижению процента невыплат по потребительским кредитам, а также сделает отношения между заемщиками и кредитными структурами более прозрачными. «Документ повысит финансовую грамотность населения, однако, на мой взгляд, возможно, следовало бы изложить ее более понятным для заемщиков языком. Главная цель памятки – не надо торопиться подписывать документы – отражена в ней верно». Управляющий Самарским филиалом банка «Форштадт» Светлана Беляева разделяет мнение коллег: памятка поможет заемщику выбрать банк с наиболее выгодными для себя условиями. Однако г-жа Беляева также отметила, что для банков это может означать потерю оперативности в потребкредитовании, а также снижение потока заемщиков в банки с менее выгодными условиями кредитования.