Бизнес Дмитрий Мезин, генеральный директор ЗАО «Самара Телеком», директор самарского филиала ООО «СЦС Совинтел»: «Если для достижения результата не надо прилагать усилий, становится скучно»

Дмитрий Мезин, генеральный директор ЗАО «Самара Телеком», директор самарского филиала ООО «СЦС Совинтел»: «Если для достижения результата не надо прилагать усилий, становится скучно»

" src=

Дмитрий Мезин приехал в Самару полтора года назад и возглавил одну из самых заметных компаний на региональном рынке IT-услуг – «Самара Телеком», а с июня 2007 он совмещает должность и с руководством самарским филиалом ООО «СЦС Совинтел». Под его началом эти операторы связи строят амбициозные планы по покрытию сетью 70% столицы губернии и Тольятти. Для осуществления данного проекта Дмитрий Мезин «сколотил» крепкую команду единомышленников.

Дмитрий Алексеевич, у вас очень успешно развивалась карьера в Нижнем Новгороде. Почему вы оказались в Самаре?

– В Нижнем Новгороде я работал коммерческим директором – заместителем генерального директора компании АДС, контрольный пакет акций которой также принадлежит «Голден Телекому». И, похоже, перестарался (смеется). Меня решили назначить генеральным директором в «Самара Телеком», сделав предложение, от которого было очень трудно отказаться. Уезжать из Нижнего я не планировал, хотя там работать становилось уже несколько скучновато. Здесь же предложили следующую ступеньку карьерной лестницы. По большому счету такие шансы предоставляются раз в жизни. Здесь у меня другой круг обязанностей, иной уровень ответственности. Сейчас у нас есть планы, которые хотелось бы довести до какого-то логического конца.

А вам вообще часто бывает на работе скучно?

– Если все само собой решается и не надо прилагать никаких усилий. Либо когда упираешься в стену и понимаешь, что ничего сделать нельзя. Когда же существует проблема, которую нужно решать, и с ней удается справиться – вот тогда появляется спортивный интерес в работе.

Как бы вы сформулировали свое деловое кредо, от которого не отступаете?

– Стараюсь не обещать того, чего нельзя сделать. Но если уж кому-то пообещал, то прилагаю все усилия, чтобы данное слово сдержать. К сожалению, жизнь такая штука, в которой все-таки возникают форс-мажоры, не позволяющие этого сделать.

А какой-то рецепт от неудач у вас есть?

– Чтобы неудачи в бизнесе обходили стороной, нужна команда, на которую можно положиться. Делать все самому физически невозможно. Когда есть единомышленники, которым можно делегировать полномочия и в которых уверен, что они это сделают, тогда вероятность возникновения подобных проблем стремится к нулю.

Вам всегда везло с такой командой?

– Нет. Например, в «Самара Телеком» были отдельные хорошие специалисты, но команду пришлось создавать заново.

Насколько сложно вам было набрать команду единомышленников?

– Очень сложно. Нужно вникнуть в мотивы каждого из сотрудников, понять, что они из себя представляют, к чему стремятся, и попытаться так заинтересовать, чтобы цель сотрудника была соизмерима с целью компании. Кроме того, они должны работать не только с руководителем, но и между собой. У меня прямых подчиненных человек десять. Если за день с каждым поговорю, я больше ничего не успею сделать. Так что многие вопросы должны решаться без моего участия. Процент тех проблем, которые доходят непосредственно до меня, должен быть минимальным. Сказать, что сейчас с командой все гладко, не могу. Проблемы всегда бывают, но теперь их гораздо меньше, чем в начале моей работы в Самаре.

Как сейчас строится работа самарских компаний после объединения «ВымпелКома» с «Голден Телекомом», которому принадлежит контрольный пакет акций «Самара Телеком» и 100% «Совинтела»?

– Формально никакого слияния компаний на текущий момент нет. Есть факт смены акционеров в «Голден Телеком». Другое дело, что мы с коллегами из самарского филиала «ВымпелКома» начали совместную работу по извлечению эффекта синергии от этого пока неформального объединения. Перед нами поставлена задача – увеличение дохода и сокращение затрат. Говорить о том, состоится ли фактическое объединение в одну компанию и в какие сроки это произойдет, пока преждевременно.

Насколько ваши решения как руководителя самарских компаний свободны от мнения «Голден Телекома»?

– В Самаре у «Голден Телекома» есть два актива – это самарский филиал «Совинтел» и ЗАО «Самара Телеком». «Совинтел» принадлежит на100 %. Там у меня уровень полномочий как у директора филиала, и зависимость от головной компании достаточно большая. «Самара Телеком» – отдельное предприятие с собственными лицензиями, в котором «Голден Телекому» принадлежит только контрольный пакет акций. Поэтому в «Самара Телеком» уровень ответственности и самостоятельности значительно выше.

«Самара Телеком» вы возглавили полтора года назад. Насколько существенно вам удалось изменить работу компании за это время?

– Изменять пришлось значительно. Прежде всего необходимо было создать команду. Затем – получить максимальный эффект от совместной работы «Совинтела» и «Самара Телеком». Согласно финансовой отчетности планы, которые мы на себя брали в 2007 году, удалось перевыполнить.

Насколько проще или сложнее развивать этот бизнес в Самаре, чем в Нижнем Новгороде?

– В Нижнем немного другая структура рынка. Там есть «ВолгаТелеком» и «Агентство деловой связи» (АДС) с очень большой долей рынка. Все же остальные альтернативные операторы, по нашим оценкам, в сумме были меньше, чем АДС. В Самаре и Тольятти, помимо «ВолгаТелекома», есть еще ряд достаточно крупных предприятий, которые соизмеримы с «СамараТелекомом». В столице губернии это «Самтелеком» и «Самарасвязьинформ», в Тольятти – «ИнфоЛада» и АИСТ. Так что в отличие от Нижнего Новгорода здесь очень сильна конкуренция между альтернативными операторами. Но именно поэтому в Самаре интересней развивать бизнес компании. А если говорить отдельно об Интернет-услугах, то очень интересно конкурировать с такой динамично развивающейся компанией, как «ЭР-Телеком». Она зачастую предпринимает оригинальные маркетинговые ходы.

На ваш взгляд, в ближайшее время рынок как-то будет меняться?

– Тенденции к существенному изменению уже видны. Доля крупных компаний будет увеличиваться, а количество небольших – уменьшаться.

Это плюс или минус для потребителя?

– Дело в том, что сейчас на рынке появляется очень много новых услуг. Например, о дешевом широкополосном доступе в Интернет несколько лет назад только мечтали. Сейчас это становится реальностью. Для того чтобы очень быстро продвигать новейшие услуги, нужны существенные инвестиции. Маленький оператор с доходом, например, в полмиллиона долларов в год может привлечь к этому одномоментно два-три миллиона долларов только теоретически. На практике я таких примеров не помню. Крупные операторы способны вкладывать и большие суммы. А чем быстрее будет происходить освоение новых возможностей, тем скорее будут меняться качество и ассортимент услуг, а цены на них – падать. С этой точки зрения клиент от захвата рынка крупными игроками только выиграет. С другой стороны, эта ситуация может привести к так называемой «олигархической монополии». Но это скорее теоретический минус. А есть и практический: все-таки крупные операторы будут применять некий унифицированный подход к своим клиентам. Индивидуальный же, которым привлекают клиентов прежде всего небольшие операторы, будет сводиться к минимуму.

У вас сейчас есть индивидуальный подход к клиентам?

– Одно из действий, которое я предпринял, когда пришел в «Самара Телеком», стало разделение отделов продаж по категориям потребителей наших услуг. Индивидуальный подход мы применяем для крупных корпоративных клиентов. Для клиентов же с небольшим потреблением услуг теоретически также возможно реализовать индивидуальный подход, но это весьма затратно для оператора и, соответственно, приведет к росту стоимости услуг. Поэтому мы стараемся предугадать потребности таких клиентов и установить какой-то набор подходов и тарифов, который, на наш взгляд, максимально удовлетворит всех. Делая какие-либо тарифные предложения, мы ориентируемся на то, чтобы они соответствовали потребностям 90% потенциальных клиентов.

Вы говорите о высокой конкуренции на самарском рынке. Но в большинстве районов города у потребителей есть выбор лишь из двух интернет–операторов.

– Сейчас мы строим сети по технологии FTT («Оптика в дом»). Нечто похожее, но с существенными отличиями до нас строил «Эр-Телеком» («Диван-ТВ»). До конца этого года мы планируем накрыть примерно 70% домохозяйств Самары и Тольятти. Так что в большинстве районов скоро появится третий, а может быть, в дальнейшем и четвертый оператор. Кроме того, кое-кто из пока незначительно представленных на самарском рынке операторов анонсирует что-то подобное. Значит, возможно, появится и четвертый, и пятый оператор. Вот тогда будет реальная конкуренция.

Какое из направлений в деятельности вашей компании сейчас является наиболее перспективным?

– У любого продукта есть четыре стадии развития, которые условно можно назвать: «кот в мешке», «новая звезда», «дойная корова» и «дохлая собака». «Кот в мешке» – продукт, который еще неизвестно будет ли кому-нибудь интересен. «Новая звезда» – товар находится на подъеме. «Дойная корова» уже активно приносит доход. «Дохлая собака» – это стадия, на которой нужно прекращать производство этого продукта. Активно развивать надо то, что находится в стадии «новой звезды» за счет средств, заработанных «дойной коровой». Что мы с успехом и делаем. Телефония – это «дойная корова». Она вроде бы развивается, но темпы роста из-за насыщения рынка заметно замедляются по сравнению с интернет-услугами. Потому в проект развития широкополосного доступа в Интернет мы сейчас вкладываем очень большие инвестиции.

– Как скоро, на ваш взгляд, услуги доступа в Интернет станут «дойной коровой»?

– Думаю, года через два-три. Мне на глаза попался отчет примерно двухлетней давности. В нем значилось, что 54% домохозяйств Бельгии подключены к широкополосному доступу сети Интернет. В Москве сейчас таковых порядка 30-40%. Самаре же до этих цифр еще очень далеко. В настоящее время, по нашим оценкам, широкополосным доступом в Интернет в Самаре пользуются не более 15 – 20% домохозяйств.

Насколько активно вы ведете себя на рынке IT-новинок?

– Есть несколько интересных идей, но насколько они будут пользоваться спросом – пока говорить рано. Например, конвергенция мобильных и фиксированных сетей связи, IP ТV. Все об этом много говорят, но в промышленном масштабе в Самарской области это пока, кажется, никто не реализовал.

А почему говорят много, а делать не делают?

– Потому что еще не настал момент перехода в другую стадию. Технологически эти услуги работают. Но насколько это будет интересно клиенту, чтобы внедрить в большем объеме – покажет время.

Поясните, пожалуйста, почему самарскими операторами Интернет предоставляется на таких маленьких скоростях и так дорого по сравнению с Москвой?

– В Москве себестоимость Интернета для оператора давно уже ниже одного доллара за гигабайт. В Самаре – в несколько раз выше. Причина в магистралях – это достаточно дорогое удовольствие. Если в Москву провели магистрали из-за рубежа порядка десятка операторов, то в Самаре или любом другом региональном городе себестоимость этой трансмиссии намного выше. И в целом местный рынок отстает от столичного на два года. К примеру, сейчас в Самаре безлимитный канал Интернет на скорости 128 Кбит / с стоит где-то 500-600 рублей. В Москве за 650 рублей можно взять безлимитный канал в четыре-пять Мбит / с. Ждите, все это будет скоро и в Самарском регионе.

Почему большинство операторов рекламирует безлимитные тарифы, которые по сути таковыми не являются? Нечестным такой безлимит называют...

– Нечестно, это когда оператор обещает скорость 128 Кбит / с, а на самом деле предоставляет Интернет на скорости 64 Кбит / с. Когда же клиенту говорят, что безлимит будет на скорости 128 Кбит / с, включая какой-то определенный объем трафика, за превышение которого оператор имеет право ограничивать скорость – это неполный безлимит. Трафика в такой тариф мы ввели столько, чтобы покрыть потребности как минимум 90% потенциальных абонентов. Хотите больше – пожалуйста – переходите на другой тарифный план. Ведь что такое безлимит? Один клиент выкачивает 1,5-2 гигабайта, а другой начинает вытаскивать все подряд на 10 гигабайт. Наша же себестоимость напрямую от этой загрузки зависит. То ли нам необходимы, например, внешние каналы 100 мегабит на всех наших клиентов с разумным потреблением трафика, то ли 200 мегабит – с неразумным. Почему клиент, относящийся к первой группе, должен оплачивать трафик людей из второй группы? Отсюда и родилось это ограничение. Кроме того, в России достаточно распространен «фокус», когда в подъезде делают одно подключение к Интернету, а потом самостоятельно проводят локальную сеть на три-пять квартир. Вот этот наш тариф на неполный безлимит препятствует подобным вещам. В дальнейшем мы постепенно все равно придем к полному безлимиту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления