Банк России предоставил разъяснения к «Памятке заемщика по потребительскому кредиту». Этот документ территориальные управления ЦБ получили чуть больше месяца назад. В нем обозначены основные положения для граждан, намеревающихся воспользоваться потребкредитами. Этим шагом регулятор намерен повысить качество надзора за банками и улучшить их работу, а также помочь заемщикам принять взвешенное и обдуманное решения, о котором впоследствии не придется жалеть.
Новый документ рекомендательного характера был разработан в целях повышения финансовой грамотности населения и призван помочь гражданам принять положительное решение либо отказаться от потребкредита. Dengi63.ru получил из Центробанка разъяснения по поводу основных положений «Памятки».
«Разрабатывая документ, мы ориентировались на те вопросы, обращения и жалобы, которые поступают в Банк России от клиентов кредитных организаций, и постарались отразить в «Памятке» те поведенческие аспекты и нюансы, которые, в нашем представлении, являются наиболее важными для тех, кто собирается получить кредит», – сообщил Dengi63.ru заместитель директора департамента внешних и общественных связей Владимир Хрустов. «Принимая решение о получении кредита, потенциальный заемщик не всегда внимательно изучает условия кредитования, – поясняют в департаменте банковского регулирования и надзора ЦБ. – Кредитные организации, в свою очередь, не акцентируют его внимание на всех условиях кредитного договора. В результате, заемщик уже очень поздно «узнает», что он должен вернуть кредитной организации гораздо большую сумму денежных средств по сравнению с той, на которую рассчитывал изначально».
Одной из причин подготовки документа в ЦБ назвали изменения в ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», предусматривающие права заемщиков на получение необходимой и достоверной информации о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, и графика погашения этой суммы, а также в ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности», предусматривающие необходимость представления кредитными организациями заемщикам информации о полной стоимости кредита, перечне и размерах платежей, связанных с несоблюдением условий кредитного договора до его подписания. Кстати, последние вступили в силу с 12 июня 2008 года.
«Безусловно, «Памятка» не отвечает и не может ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у заемщика, – сообщает господин Хрустов. – Такая цель при подготовке этого документа и не ставилась, поскольку, по нашему мнению, это могло привести к излишней «тяжести» документа в части его понимания заемщиками». В ЦБ также полагают, что «Памятка» будет полезной заемщикам для принятия взвешенного и обдуманного решения, о котором впоследствии не придется жалеть. А кредитные организации, используя опыт мегарегулятора, также подготовят подобные документы, содержащие, в том числе, более детальные рекомендации по вопросам, связанным с оказанием банковских услуг для своих.
В Банке России также пояснили, что в новом документе не содержится и не может содержаться каких-либо дополнительных требований к работе кредитных организаций. Так как все они закреплены на законодательном уровне – кредитные организации обязаны соблюдать эти требования.
«Размещение кредитными организациями памятки для ознакомления с ней клиентов не должно отразиться на работе кредитных организаций, добросовестно исполняющих обязанности по своевременному предоставлению заемщикам необходимой и достоверной информации об условиях кредитования, а также на объемы потребительского кредитования. При этом надеемся, что памятка будет способствовать изменению качественных характеристик портфелей потребительских кредитов банков», – озвучил позицию ЦБ Владимир Хрустов.
Фото: Фото с сайта softall.com.ua