Открыть собственный бизнес человеку зачастую помогают не только деньги, но и увлеченность каким-либо делом. Так, например, от любознательности люди начинают работать экскурсоводами, а затем организовывают свою турфирму. Именно по такому пути пошла владелец и генеральный директор туристической компании «Самараинтур» Елена Сегал, которая рассказывает о специфике самарского рынка туристических услуг и дает рекомендации, как максимально обезопасить себя от сотрудничества с близкими к банкротству операторами.
– Елена Андреевна, вы заканчивали строительный вуз. Почему же в свое время занялись туристическим бизнесом?
– Благодаря интересу и любознательности. Курсы экскурсоводов в Бюро путешествий и экскурсий я закончила еще не имея корочек инженера-строителя. Потом по выходным работала в этом бюро. Для меня это было и хобби, и дополнительные деньги к студенческой стипендии. Как правило, это были суббота и воскресение. Мы возили так называемые группы выходного дня по столицам союзных республик. В Самаре в то время было много оборонных заводов, которые имели очень хорошие возможности организовывать отдых своих сотрудников. Работники этих предприятий платили, если не ошибаюсь, лишь 10 % от стоимости путевки. В четверг мы улетали, а в воскресенье возвращались. Это были экскурсионные поездки с элементами шоп-тура. Люди ехали не только посмотреть на другие города, но и за всевозможными товарами. В Самаре ведь тогда ничего не было, а столицы союзных республик обеспечивались очень хорошо и продуктами питания, и текстилем. Сопровождение таких групп – это был интересный опыт и в том, что касается работы с людьми, и в организации туристического дела.
– Этим делом вы стали заниматься сразу после института?
– Нет, обстоятельства сложились таким образом, что после института я отработала три года в институте «Гипропроект». Потом еще три года преподавала в энергостроительном техникуме. Ушла в декретный отпуск, а возвращаться в 1992 году уже было некуда. Тогда и было принято решение, что у нас будет собственный бизнес.
– И именно туристический?
– Еще не успев хорошенько подумать на эту тему, мы с мужем поехали навестить родственников в США. И уже там, можно сказать случайно, зашли в агентство к нашему будущему партнеру по бизнесу. Он нас просто расспрашивал, как мы оформляли визы, билеты в США, пользовались при этом услугами агентства. И с удивлением узнал, что никаких турфирм у нас просто нет, а выезд за границу мы оформляли самостоятельно через посольство в Москве. Да и билеты продавались тогда только в столице. Вот он тогда и подсказал, что все карты в наших руках и пора этим заняться, пока этого не сделал кто-то другой.
– Получается, что вы были практически первой турфирмой в Самаре?
– Если не считать приспосабливающихся тогда к новым рыночным условиям «Интуриста» и «Спутника», получается, что так. Когда мы открывались в 1992 году, конкуренции не было совершенно, что позволило нам сразу заняться серьезным международным туризмом.
– В отсутствие конкуренции, наверно, несложно было начинать собственный бизнес?
– Если говорить именно об отсутствии конкуренции – просто. Как когда мы дали объявление, что предлагаем туры в США, даже не ожидали такого массового спроса. Люди с удивлением рассматривали красивые каталоги, которые я привезла из Штатов (подобных в Самаре не было еще долгие годы), и с энтузиазмом соглашались на наше предложение. Мы набрали тогда сразу несколько групп. И вообще все, что тогда предлагалось на рынке туристических услуг, сразу же находило отклик. А вот в плане организации дела все было очень даже непросто. На первых порах по-прежнему все приходилось оформлять в Москве. Затем мы первыми в Самаре установили систему бронирования. Но в основном приходилось продавать билеты на зарубежные авиакомпании, потому что у них уже была отработанная система, и они не боялись подписывать договора и выдавать бланки частным компаниям.
– В настоящее время вы владеете не только туристической компанией, но и сувенирной лавкой и небольшим ресторанчиком. Почему вы решили развивать именно эти виды бизнеса?
– Мы открыли то, что помогает в развитии основного бизнеса. В здании, где находится наш центральный офис, были подвалы. Очень долгое время они доставляли нам много неприятностей. И из-за бомжей несколько раз приходилось вызывать пожарных, и трубы там постоянно протекали. Чтобы избавить себя от этих проблем, мы решили взять подвал в аренду. А когда начали его расчищать, поняли – там очень большие помещения. Процесс разгребания скопившейся в подвале грязи занял года два. И когда мы подсчитали, сколько денег потратили, стали думать, на какие цели приспособить эти помещения, чтобы каким-то образом оправдать все затраты на расчистку. На тот момент купить в Самаре сувениры с местной символикой было практически невозможно. В лучшем случае, были в ограниченном количестве общероссийские матрешки. А мы в сувенирной продукции всегда очень нуждались, поскольку к нам всегда приезжало много партнеров. И если поначалу проходили бутылка водки и конфеты, потом это стало совсем неактуально. Потому и решили открыть именно сувенирную лавку.
Бизнес, конечно, копеечный, но все-таки он необходим. Похожая история и с рестораном. Сейчас в центральном офисе работают сто с лишним человек. И раньше мы возникали проблемы с питанием сотрудников. Поэтому мы решили там открыть ресторанчик, опять же в первую очередь для своих нужд. Сейчас он работает и для сотрудников, и для любых посетителей. Для нас это новый непростой бизнес, где существует серьезная проблема с кадрами, к которым у нас достаточно высокие требования. Он не убыточен и, надеюсь, в дальнейшем будет приносить неплохую прибыль.
– Ситуация с банкротством туроператора в Турции еще долгое время будет на слуху у россиян...
– В настоящее время туристический бизнес находится в жестком демпинге. Конкуренция очень сильна, поэтому операторы продают туры по ценам, которые порой намного ниже себестоимости. И естественно, в этой ситуации все зависит от того, какой запас финансовой прочности у оператора, то есть, сколько времени он в состоянии работать себе в убыток. А также от стечения обстоятельств: повезло ли за счет чего-либо покрыть свои расходы. Специалисты понимают, что долго существовать подобным образом не получится.
– Можно как-то перестраховаться, чтобы не оказаться в такой ситуации?
– Не покупать дешевые туры. Надо быть разумным и понимать, что поездка в Турцию не может стоить, как авиабилет до Москвы.
– Не боитесь, что обанкротится кто-либо из ваших партнеров?
– Мы держим руку на пульсе и с компаниями, которые слишком сильно демпингуют, не сотрудничаем.
– Раз туристический бизнес малорентабелен, то зачем им вообще заниматься?
– Мы на самом деле работаем и развиваемся за счет больших оборотов, прибыльность же каждого отдельного тура невысока. Чтобы получать прибыль, нужно вести разумную политику. Необходим четко разработанный бизнес-план. И финансы, которые вкладываются в развитие туристической фирмы, на мой взгляд, обязательно должны быть собственные. А вот если бизнес-план составлен на заемных средствах, то, мне кажется, это очень рискованное предприятие. По мнению предпринимателей, достаточно взять деньги у клиента, оплатить ими тур и заработать на разнице. На самом деле все не так просто. За много лет своей работы в этом бизнесе я неоднократно наблюдала, как наши клиенты открывали туристические компании, а через год с таким же успехом закрывали.
На практике собственник сталкивался с тем, что ничего простого и легкого здесь нет. Туристический бизнес очень рискованный, потому что в нем много составляющих, которые от агентства и оператора не зависят. Это и погодные условия, когда задерживается самолет, и овербукинг – перебронировка гостиниц, и различные проблемы принимающей стороны: гид не такой, в гостинице номер протек. То есть все то, что мы не в силах исправить, находясь в Самаре. Поэтому вести бизнес помогает только опыт, очень тщательный отбор партнеров и постоянное отслеживание рынка. Последнее важно по той причине, что сегодня у тебя хороший партнер, а завтра у него начинаются проблемы. Эту ситуацию мы должны вовремя отследить, и я достаточно часто даю указание своим менеджерам поостеречься работать с тем или иным партнером.
– Такие происшествия, как банкротство турецкого оператора, сказываются отрицательно на спросе на зарубежный отдых?
– Подобные ситуации, как правило, не влияют на спрос. Особенно это касается российского рынка туристических услуг. Наши всегда считают, что с ними ничего такого не случится. И правильно делают. Любые катаклизмы, будь то стихийное бедствие, падение самолета, массовое выселение из-за туроператора – все это может произойти в любой стране, и в России в том числе. Поэтому я не вижу предпосылок для резкого падения спроса.
– Насколько, на ваш взгляд, в Самаре насыщен рынок туристических услуг?
– Считаю, что он даже перенасыщен. Каждое лето открываются, как я их называю, подснежники – огромное количество агентств на один сезон, которые уже осенью прекращают свое существование. Но дух предпринимательства силен – и на следующий год все повторяется.
– Сколько в таком случае в Самаре фирм с хорошей деловой репутацией?
– Думаю, таких не больше 25.
– Какие рекомендации вы можете дать человеку, который первый раз в жизни решил куда-то поехать, но рискует потеряться в огромном количестве разнообразных названий туристических фирм?
– В первую очередь надо спросить совет у опытных туристов, которые неоднократно ездили отдыхать от какой-либо фирмы. Одна удачная поездка еще ни о чем не говорит. Кроме того, нужно провести свой собственный маркетинг, изучая компании, присутствующие на рынке не первый год. И ни в коем случае не обращать внимания на самые низкие цены. И не вести обзвон десятка компаний в расчете на то, что где-то на одну и ту же гостиницу он услышит низкую цену и туда пойдет. Рисковать своим отдыхом, здоровьем и нервами из-за того, что тебе где-то на 50-100, а уж тем более на 500 долларов дешевле предлагают, на мой взгляд, не стоит.
– Насколько, на ваш взгляд, перспективен туризм по Самарской области?
– Его популярность будет расти. Отдыхать здесь очень удобно, так как не нужно куда-то далеко ехать. Кроме того, не каждый может позволить себе потратить деньги и время на дорогу. А раз есть спрос, то и предложения станет больше. Уже сейчас в санатории и на базы отдыха губернии помимо самарцев с удовольствием приезжают и москвичи, и уральцы, и сибиряки. Отмечу, что речь уже заходит не только о летнем отдыхе, но и о зимнем – горнолыжном.
– На зимний отдых тоже уже есть спрос или вы его сами формируете?
– Мы вообще стараемся сами формировать спрос. Появились, допустим, горнолыжные трассы в Абзаково, и тут же стали с ними сотрудничать. Начали выкупать там места на пик сезона, потом и на весь сезон. А раз мы выкупили места, то стараемся довести эту информацию до как можно большего количества туристов. То же самое с Болгарией. Мы сами съездили туда, оценили достоинства новой отельной базы и поставили чартер на Варну. Появилось наше предложение, и, как следствие, появился спрос.
– Есть такое мнение, что в идеале туроператоры сами должны заниматься всеми продажами, а не доверять это агентствам. Вы согласны с этим?
– Я не считаю эту мысль правильной. Туроператорская деятельность очень своеобразна. Ты должен хорошо и качественно именно организовывать поездки. А розница все равно необходима. Предприятие по производству продукта (в данном случае это туроператор), далеко не всю продукцию реализовывает самостоятельно. Вместо него это делают агентства, которым платится комиссия.
– Вы выбираете агентства или они вас?
– Последнее слово остается за агентством. Но в свою очередь туроператоры неохотно сотрудничают, а многие и вовсе не работают с агентствами, которые продают мало туров. Если агент приводит только 10 клиентов в месяц – это нам не очень интересно.
– Как сейчас справляетесь с жесткой конкуренцией со стороны столичных туроператоров?
–Бороться с ними бессмысленно. Поэтому мы сейчас являемся консолидатором серьезного туроператора – Tez Tour. На мой взгляд, все массовые направления рано или поздно займут московские и зарубежные туроператоры, нацеленные на загрузку чартеров. А вот ниша индивидуального туризма, основанная на регулярных рейсах, все-таки останется за местными компаниями. Прежде всего по той причине, что столичные представительства в Самаре с индивидуальными турами практически не работают.
– А где вы лично любите отдыхать?
– Нет такого места, которое мне бы не понравилось. Везде есть свои изюминки и своя прелесть – будь то горы, пустыня или океан. Есть ряд стран, где мне комфортно. Это Греция, Болгария, Италия. Возможно благодаря менталитету, отношению к русским. Везде, где я отдыхаю, стараюсь побольше узнать, что интересного там есть – какие улочки, ресторанчики, экскурсии. Как правило, хожу пешком или с мужем берем машину на прокат и объезжаем все окрестности. Мне это самой интересно и, конечно, я смотрю на все через призму моей работы. Если что-то понравилось, думаю, кому из наших клиентов мы можем это предложить и какой пакет сформировать, чтобы это было интересно продавать не только в качестве индивидуального туризма, но и через агентства, которые с нами сотрудничают.