Бизнес Елена Сегал, владелец и генеральный директор туристической компании «Самараинтур»: «Поездка в Турцию не может стоить, как авиабилет до Москвы»

Елена Сегал, владелец и генеральный директор туристической компании «Самараинтур»: «Поездка в Турцию не может стоить, как авиабилет до Москвы»

" src=

Открыть собственный бизнес человеку зачастую помогают не только деньги, но и увлеченность каким-либо делом. Так, например, от любознательности люди начинают работать экскурсоводами, а затем организовывают свою турфирму. Именно по такому пути пошла владелец и генеральный директор туристической компании «Самараинтур» Елена Сегал, которая рассказывает о специфике самарского рынка туристических услуг и дает рекомендации, как максимально обезопасить себя от сотрудничества с близкими к банкротству операторами.

Елена Андреевна, вы заканчивали строительный вуз. Почему же в свое время занялись туристическим бизнесом?

– Благодаря интересу и любознательности. Курсы экскурсоводов в Бюро путешествий и экскурсий я закончила еще не имея корочек инженера-строителя. Потом по выходным работала в этом бюро. Для меня это было и хобби, и дополнительные деньги к студенческой стипендии. Как правило, это были суббота и воскресение. Мы возили так называемые группы выходного дня по столицам союзных республик. В Самаре в то время было много оборонных заводов, которые имели очень хорошие возможности организовывать отдых своих сотрудников. Работники этих предприятий платили, если не ошибаюсь, лишь 10 % от стоимости путевки. В четверг мы улетали, а в воскресенье возвращались. Это были экскурсионные поездки с элементами шоп-тура. Люди ехали не только посмотреть на другие города, но и за всевозможными товарами. В Самаре ведь тогда ничего не было, а столицы союзных республик обеспечивались очень хорошо и продуктами питания, и текстилем. Сопровождение таких групп – это был интересный опыт и в том, что касается работы с людьми, и в организации туристического дела.

Этим делом вы стали заниматься сразу после института?

– Нет, обстоятельства сложились таким образом, что после института я отработала три года в институте «Гипропроект». Потом еще три года преподавала в энергостроительном техникуме. Ушла в декретный отпуск, а возвращаться в 1992 году уже было некуда. Тогда и было принято решение, что у нас будет собственный бизнес.

И именно туристический?

– Еще не успев хорошенько подумать на эту тему, мы с мужем поехали навестить родственников в США. И уже там, можно сказать случайно, зашли в агентство к нашему будущему партнеру по бизнесу. Он нас просто расспрашивал, как мы оформляли визы, билеты в США, пользовались при этом услугами агентства. И с удивлением узнал, что никаких турфирм у нас просто нет, а выезд за границу мы оформляли самостоятельно через посольство в Москве. Да и билеты продавались тогда только в столице. Вот он тогда и подсказал, что все карты в наших руках и пора этим заняться, пока этого не сделал кто-то другой.

Получается, что вы были практически первой турфирмой в Самаре?

– Если не считать приспосабливающихся тогда к новым рыночным условиям «Интуриста» и «Спутника», получается, что так. Когда мы открывались в 1992 году, конкуренции не было совершенно, что позволило нам сразу заняться серьезным международным туризмом.

В отсутствие конкуренции, наверно, несложно было начинать собственный бизнес?

– Если говорить именно об отсутствии конкуренции – просто. Как когда мы дали объявление, что предлагаем туры в США, даже не ожидали такого массового спроса. Люди с удивлением рассматривали красивые каталоги, которые я привезла из Штатов (подобных в Самаре не было еще долгие годы), и с энтузиазмом соглашались на наше предложение. Мы набрали тогда сразу несколько групп. И вообще все, что тогда предлагалось на рынке туристических услуг, сразу же находило отклик. А вот в плане организации дела все было очень даже непросто. На первых порах по-прежнему все приходилось оформлять в Москве. Затем мы первыми в Самаре установили систему бронирования. Но в основном приходилось продавать билеты на зарубежные авиакомпании, потому что у них уже была отработанная система, и они не боялись подписывать договора и выдавать бланки частным компаниям.

В настоящее время вы владеете не только туристической компанией, но и сувенирной лавкой и небольшим ресторанчиком. Почему вы решили развивать именно эти виды бизнеса?

– Мы открыли то, что помогает в развитии основного бизнеса. В здании, где находится наш центральный офис, были подвалы. Очень долгое время они доставляли нам много неприятностей. И из-за бомжей несколько раз приходилось вызывать пожарных, и трубы там постоянно протекали. Чтобы избавить себя от этих проблем, мы решили взять подвал в аренду. А когда начали его расчищать, поняли – там очень большие помещения. Процесс разгребания скопившейся в подвале грязи занял года два. И когда мы подсчитали, сколько денег потратили, стали думать, на какие цели приспособить эти помещения, чтобы каким-то образом оправдать все затраты на расчистку. На тот момент купить в Самаре сувениры с местной символикой было практически невозможно. В лучшем случае, были в ограниченном количестве общероссийские матрешки. А мы в сувенирной продукции всегда очень нуждались, поскольку к нам всегда приезжало много партнеров. И если поначалу проходили бутылка водки и конфеты, потом это стало совсем неактуально. Потому и решили открыть именно сувенирную лавку.

Бизнес, конечно, копеечный, но все-таки он необходим. Похожая история и с рестораном. Сейчас в центральном офисе работают сто с лишним человек. И раньше мы возникали проблемы с питанием сотрудников. Поэтому мы решили там открыть ресторанчик, опять же в первую очередь для своих нужд. Сейчас он работает и для сотрудников, и для любых посетителей. Для нас это новый непростой бизнес, где существует серьезная проблема с кадрами, к которым у нас достаточно высокие требования. Он не убыточен и, надеюсь, в дальнейшем будет приносить неплохую прибыль.

Ситуация с банкротством туроператора в Турции еще долгое время будет на слуху у россиян...

– В настоящее время туристический бизнес находится в жестком демпинге. Конкуренция очень сильна, поэтому операторы продают туры по ценам, которые порой намного ниже себестоимости. И естественно, в этой ситуации все зависит от того, какой запас финансовой прочности у оператора, то есть, сколько времени он в состоянии работать себе в убыток. А также от стечения обстоятельств: повезло ли за счет чего-либо покрыть свои расходы. Специалисты понимают, что долго существовать подобным образом не получится.

Можно как-то перестраховаться, чтобы не оказаться в такой ситуации?

– Не покупать дешевые туры. Надо быть разумным и понимать, что поездка в Турцию не может стоить, как авиабилет до Москвы.

Не боитесь, что обанкротится кто-либо из ваших партнеров?

– Мы держим руку на пульсе и с компаниями, которые слишком сильно демпингуют, не сотрудничаем.

Раз туристический бизнес малорентабелен, то зачем им вообще заниматься?

– Мы на самом деле работаем и развиваемся за счет больших оборотов, прибыльность же каждого отдельного тура невысока. Чтобы получать прибыль, нужно вести разумную политику. Необходим четко разработанный бизнес-план. И финансы, которые вкладываются в развитие туристической фирмы, на мой взгляд, обязательно должны быть собственные. А вот если бизнес-план составлен на заемных средствах, то, мне кажется, это очень рискованное предприятие. По мнению предпринимателей, достаточно взять деньги у клиента, оплатить ими тур и заработать на разнице. На самом деле все не так просто. За много лет своей работы в этом бизнесе я неоднократно наблюдала, как наши клиенты открывали туристические компании, а через год с таким же успехом закрывали.

На практике собственник сталкивался с тем, что ничего простого и легкого здесь нет. Туристический бизнес очень рискованный, потому что в нем много составляющих, которые от агентства и оператора не зависят. Это и погодные условия, когда задерживается самолет, и овербукинг – перебронировка гостиниц, и различные проблемы принимающей стороны: гид не такой, в гостинице номер протек. То есть все то, что мы не в силах исправить, находясь в Самаре. Поэтому вести бизнес помогает только опыт, очень тщательный отбор партнеров и постоянное отслеживание рынка. Последнее важно по той причине, что сегодня у тебя хороший партнер, а завтра у него начинаются проблемы. Эту ситуацию мы должны вовремя отследить, и я достаточно часто даю указание своим менеджерам поостеречься работать с тем или иным партнером.

Такие происшествия, как банкротство турецкого оператора, сказываются отрицательно на спросе на зарубежный отдых?

– Подобные ситуации, как правило, не влияют на спрос. Особенно это касается российского рынка туристических услуг. Наши всегда считают, что с ними ничего такого не случится. И правильно делают. Любые катаклизмы, будь то стихийное бедствие, падение самолета, массовое выселение из-за туроператора – все это может произойти в любой стране, и в России в том числе. Поэтому я не вижу предпосылок для резкого падения спроса.

Насколько, на ваш взгляд, в Самаре насыщен рынок туристических услуг?

– Считаю, что он даже перенасыщен. Каждое лето открываются, как я их называю, подснежники – огромное количество агентств на один сезон, которые уже осенью прекращают свое существование. Но дух предпринимательства силен – и на следующий год все повторяется.

Сколько в таком случае в Самаре фирм с хорошей деловой репутацией?

– Думаю, таких не больше 25.

Какие рекомендации вы можете дать человеку, который первый раз в жизни решил куда-то поехать, но рискует потеряться в огромном количестве разнообразных названий туристических фирм?

– В первую очередь надо спросить совет у опытных туристов, которые неоднократно ездили отдыхать от какой-либо фирмы. Одна удачная поездка еще ни о чем не говорит. Кроме того, нужно провести свой собственный маркетинг, изучая компании, присутствующие на рынке не первый год. И ни в коем случае не обращать внимания на самые низкие цены. И не вести обзвон десятка компаний в расчете на то, что где-то на одну и ту же гостиницу он услышит низкую цену и туда пойдет. Рисковать своим отдыхом, здоровьем и нервами из-за того, что тебе где-то на 50-100, а уж тем более на 500 долларов дешевле предлагают, на мой взгляд, не стоит.

Насколько, на ваш взгляд, перспективен туризм по Самарской области?

– Его популярность будет расти. Отдыхать здесь очень удобно, так как не нужно куда-то далеко ехать. Кроме того, не каждый может позволить себе потратить деньги и время на дорогу. А раз есть спрос, то и предложения станет больше. Уже сейчас в санатории и на базы отдыха губернии помимо самарцев с удовольствием приезжают и москвичи, и уральцы, и сибиряки. Отмечу, что речь уже заходит не только о летнем отдыхе, но и о зимнем – горнолыжном.

На зимний отдых тоже уже есть спрос или вы его сами формируете?

– Мы вообще стараемся сами формировать спрос. Появились, допустим, горнолыжные трассы в Абзаково, и тут же стали с ними сотрудничать. Начали выкупать там места на пик сезона, потом и на весь сезон. А раз мы выкупили места, то стараемся довести эту информацию до как можно большего количества туристов. То же самое с Болгарией. Мы сами съездили туда, оценили достоинства новой отельной базы и поставили чартер на Варну. Появилось наше предложение, и, как следствие, появился спрос.

Есть такое мнение, что в идеале туроператоры сами должны заниматься всеми продажами, а не доверять это агентствам. Вы согласны с этим?

– Я не считаю эту мысль правильной. Туроператорская деятельность очень своеобразна. Ты должен хорошо и качественно именно организовывать поездки. А розница все равно необходима. Предприятие по производству продукта (в данном случае это туроператор), далеко не всю продукцию реализовывает самостоятельно. Вместо него это делают агентства, которым платится комиссия.

Вы выбираете агентства или они вас?

– Последнее слово остается за агентством. Но в свою очередь туроператоры неохотно сотрудничают, а многие и вовсе не работают с агентствами, которые продают мало туров. Если агент приводит только 10 клиентов в месяц – это нам не очень интересно.

Как сейчас справляетесь с жесткой конкуренцией со стороны столичных туроператоров?

–Бороться с ними бессмысленно. Поэтому мы сейчас являемся консолидатором серьезного туроператора – Tez Tour. На мой взгляд, все массовые направления рано или поздно займут московские и зарубежные туроператоры, нацеленные на загрузку чартеров. А вот ниша индивидуального туризма, основанная на регулярных рейсах, все-таки останется за местными компаниями. Прежде всего по той причине, что столичные представительства в Самаре с индивидуальными турами практически не работают.

А где вы лично любите отдыхать?

– Нет такого места, которое мне бы не понравилось. Везде есть свои изюминки и своя прелесть – будь то горы, пустыня или океан. Есть ряд стран, где мне комфортно. Это Греция, Болгария, Италия. Возможно благодаря менталитету, отношению к русским. Везде, где я отдыхаю, стараюсь побольше узнать, что интересного там есть – какие улочки, ресторанчики, экскурсии. Как правило, хожу пешком или с мужем берем машину на прокат и объезжаем все окрестности. Мне это самой интересно и, конечно, я смотрю на все через призму моей работы. Если что-то понравилось, думаю, кому из наших клиентов мы можем это предложить и какой пакет сформировать, чтобы это было интересно продавать не только в качестве индивидуального туризма, но и через агентства, которые с нами сотрудничают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Юлия
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Павел Каледин
Автор мнения
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления