Бизнес Андрей Федоров, политолог: «Я очень здорово пережил кризис 1998 года»

Андрей Федоров, политолог: «Я очень здорово пережил кризис 1998 года»

" src=

• Первые деньги я заработал в восьмом классе. Это был 1976 год. У нашей семьи был друг Олег Сергеевич Макаров. Он занимал какую-то серьезную должность в тресте «Куйбышевсельхозстрой». У них было много объектов строительства в области, и в городе. Одним из них была стройка поликлиники пересечении улиц Ново-Вокзальной и Фадеева. Помню, что мне захотелось поработать. Мама поговорила с Олегом Сергеевичем, и он меня с моим другом взял на эту стойку. Там мы трудились в качестве разнорабочих. Не помню, на что я хотел заработать. Я получил 83 рубля. Эти деньги я отдал маме, и мы с ней пошли и купили мне ботинки, и что-то еще, потому что ботинки тогда стоили меньше, чем 83 рубля.

• После этой работы у меня было странное чувство. Я впервые в жизни столкнулся с людьми, которые работают каждый день. Была часть строителей, которые что-то действительно строили, и была часть каких-то мужиков, которые с утра бежали за портвейном, потом садились около бочки, в которой варили битум, и целый день там сидели. Еще у них была такая шутка: кто-то потихоньку, так чтоб другие не видели, шел с ведром, зачерпывал солярки и потом с размаху кидал ее в костер. Она вспыхивала. Все матерились, потом долго бегали по всей стройке за тем, кто это сделал, потом опять садились выпивали... И так целый день. Я помню, что на меня это произвело чрезвычайно гнетущее впечатление. Я на все это посмотрел, и понял, что коммунизма мы не построим.

• В профессиональном плане я всю жизнь занимаюсь тем, что мне интересно. Я никогда не работал ради того, чтобы заработать какую-то копейку. А все то, что касается материальной стороны вопроса, само собой приходило в качестве приложения к затраченным усилиям.

• Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что финансовый кризис начался в США. Причем, согласен, по вполне понятным причинам. Долгое время там бесконтрольно выдавались ипотечные кредиты, их объем стремительно рос, и в какой-то момент этот мыльный пузырь начал сдуваться. Кризис продолжается там уже больше года.

• Россия этого кризиса могла в существенной степени избежать, если бы не действия руководства нашей страны. Я не знаю, чем эти действия обусловлены. Подозреваю, и от этого мне очень горько и обидно, что все это обусловлено коммерческой стороной вопроса, чьими-то личными, корыстными интересами, и что нашу страну просто вкинули, вбросили в этот кризис. Летом этого года мы постепенно наблюдали за развитием событий. Как сначала начались разборки с «TNK-BP», по поводу англичан, присутствующих в уставном капитале этой компании, потом господин Путин публично грозился вызвать доктора для «Мечела», видели как вел себя фондовый рынок. Мне кажется в политике, и в экономике, очень многое значит доверие. А летом, доверие инвесторов было подорвано. Они просто взяли и с этого рынка ушли. Мало того, что ушли нерезиденты, ушли и резиденты.

Сейчас есть данные, сколько вообще резидентами вывезено денег из страны. Деньги уходят потому, что нет доверия, нет понимания того, куда идет страна. При этом у всех есть совершенно четкое понимание того, что не надо верить первому и второму каналу, когда они говорят, что все замечательно и отлично. В стране уже 15 лет не произошло существенных изменений в экономике, она по-прежнему является сырьевой, плюс ко всему, начиная с 1999 года уничтожались все институты нормального государства и нормального гражданского общества. На сегодняшний день в России нет нормальных правоохранительных органов, нет независимого суда, нет нормального разделения ветвей власти, нет тех составляющих, которые позволили бы говорить, что страна вошла в этот кризис подготовленной, с диверсифицированной экономикой и развитым предпринимательством. Ничего этого нет. Поэтому кризис, которого мы хлебнем, будет страшнее, чем в США и в Европе. Мне так кажется.

• Всегда страшно, когда судьба людей в стране, экономики, финансов оказывается в руках ограниченной группы людей ни кем не контролируемых. А вдруг он завтра встанет не стой ноги, а мы все это будем расхлебывать.

• Весь финансовый рынок сейчас беспокоит то, каковы планы тех людей, которые эту страну ведут, и к чему мы стремимся. Это основная проблема, которая не позволяет решить главный вопрос – вопрос о возвращении доверия. Любой кризис – это прививка, она в определенной степени полезна. Но для того, чтобы воспользоваться ею в благих целях надо понимать, что впереди и каковы правила игры, а это до сих пор не ясно. Это главный фактор, который дестабилизирует ситуацию в стране.

• Я считаю, что кризис коснется всех. Его волна придется на февраль-март-апрель. Об этом все говорят. Я думаю, что это будут не вполне привычные теперь для нас не совсем полные полки в магазинах, большое давление на рынке труда, где появится много уволенных по сокращению штата, инфляция и рост цен.

• Я доверяю банковским структурам. По субъективным и объективным причинам. Я доверяю им потому, что многих работающих банкиров знаю неформально, и вижу, что у них есть желание и возможности сейчас удержаться на рынке и выжить. Во-вторых, я прекрасно понимаю, что для нынешней власти самое опасное в этом кризисе то, что из чисто экономической плоскости он может вылиться в политическую. И в этом процессе банки играют существенную роль. Увеличение размера гарантий по вкладам до 700 тысяч рублей – политически правильный шаг. Так как, если сейчас все вкладчики ринутся в банки забирать деньги со счетов, то банковская система этого не выдержит. Вот тогда кризис перейдет в политическую плоскость. Власть сделает все, чтобы этого не допустить. И это очень важный залог того, что если я отнесу деньги в банк, то они у меня не пропадут, и я их сохраню.

• Ожидания населения относительно финансового кризиса я разделяю. Я считаю, что будет плохо. Мне так кажется. Считаю, что большинство из нас не минует кризис, который еще толком и не начался. Большинство из нас что-то потеряет: кто-то работу, кто-то деньги, кто-то какие-то возможности и перспективы, кому-то придется корректировать свои планы. Это совершенно очевидно. Но, даже, учитывая это, я не думаю, что сейчас должен быть какой-то ажиотаж, что следует бежать, хватать деньги, которые есть, пытаться превратить их в доллары, например. Это глупо и неправильно. Всегда проигрывает тот, кто начинает суетиться.

• Список банков, с которыми у меня налажены отношения, достаточно широк. Зарплатная карта у меня в «Альфабанке». Никаких претензий у меня к ним нет. Еще у меня две карты в «Ситибанке». Одна из них кредитная, с большим лимитом. Я все время снимаю с нее какие-то деньги, потом возвращаю. В «Ситибанке» меня считают хорошим клиентом, все время звонят, предлагают взять еще какие-то кредиты. Причем там жуткие проценты, которые я никогда даже не считал и не знаю их размер. Жена меня все время просит закрыть эту карту, но тем не менее ее не закрываю, более того, она меня устраивает. У меня были взаимоотношения с «Русфинансбанком», который входит в банковскую группу «Сосьете Женераль». Я считаю, что это достаточно солидное кредитное учреждение. Были кредиты в «Солидарности» и тоже хорошие впечатления о банке. Есть кредит в «Балтинвестбанке». Я считаю, что это один из серьезных региональных банков, который без лишней шумихи очень четко работает. Недавно открылся самарский филиал «Москоммерцбанка», который возглавил Юрий Кофанов, к которому я отношусь с очень большой симпатией. У меня появилось желание открыть у них какой-нибудь вклад. Может быть я когда-нибудь это сделаю.

• У меня давно уже не было свободных средств, которые мне не нужны, и которые можно было бы положить на счет. Деньги мне всегда нужны. У жены были свободные средства, которые нужно было куда-нибудь пристроить. Она размещала их в ОФБУ в «Первом объединенном банке». Мне эта система очень понравилась. Это был один из вариантов, при котором деньги инвестируют и в гособлигации, и в акции. Было приятно наблюдать, как рынок рос, и капали какие-то проценты по этим в общем-то небольшим деньгам.

• Моя кредитная история начинается еще с 90-х годов, когда только начала работать система предпринимательства. Я мог предоставить все необходимые бумаги, и мы с другом брали крупные потребительские кредиты в Сбере, в районе покупали только что начавшиеся продаваться крекерные печенья, потом сдавали все это в магазины, и очень прилично зарабатывали.

• Кредитов я никогда не боялся. По зодиакальному знаку я Козерог, поэтому всегда тщательно все продумываю и считаю. Я не могу взять деньги, которые потом не смогу вернуть. И таких историй у меня никогда не возникало.

• Я отношусь к категории людей, которые не любят модно одеваться, покупать, вылезая из кожи вон какую-то модную машину. Я не транжира в этом плане.

Я очень здорово пережил кризис 1998 года. Я очень хорошо знал руководителей «Самарагробанка», в котором у меня были какие-то вклады. Перед августом 1998 года, уезжая в отпуск, я к ним пришел и сказал: мне кажется, что все накроется медным тазом. Они, конечно, начали меня убеждать в обратном, но я все равно снял все деньги, которые были. Оставил только одну тысячу долларов на карточке. Когда я вернулся из отпуска, то все уже произошло. То есть, я как почувствовал. Но мне и с картой повезло. Потому что все карты были заблокированы, а я свою на счастье засунул в банкомат и она оказалась не заблокирована. Конечно, сколько-то я все же потерял, но свои деньги получил.

• У меня был дядюшка – хирург, который мне как-то сказал: ты деньги не транжирь, не пропивай, на девок не трать: «Получил зарплату – возьми десяточку, да отнеси в банк, чтоб она у тебя была. А остальное трать». Я думаю, что это хороший правильный совет на все времена. Я назвал бы его мудрым еврейским советом.

• Самое ценное в жизни, что я купил за деньги, это, наверное, квартира. Она была приобретена за 39 тысяч долларов, а сейчас оценивается в 170 тысяч долларов. Это позволило мне обрести свой угол, создать условия для моей жены, у нас родился ребенок, которому сейчас два года. Не было бы квартиры, может, все было бы по-другому. Еще когда-то давно, совершенно случайно приобрел дом в Борском районе. Потом мы семь лет туда ездили. Это было такое приятное вложение денег. Не напрасны и вложения в те проекты, в которых я участвовал. Пусть на момент их свершения они были для меня обременительны, но в конечном итоге приносили мне либо финансовое обогащение, либо опыт.

• Мне не жалко денег на путешествия. Приятно время от времени заныривать в другую жизнь, чтоб можно было отдохнуть и перевести дух. Это хорошие траты. Они позволяют жить дальше и с большим оптимизмом смотреть на жизнь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления