Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по кредитным рейтингам Самарской области со «стабильного» на «негативный». Оценки говорят о возможном значительном снижении поступлений в региональный бюджет и, как следствие, сложностях исполнения имеющихся долговых обязательств области в 2011 и 2012 годах. Эксперты соглашаются с потенциальной слабостью финансового сектора региона: это обстоятельство осложнит процесс привлечения российских и зарубежных инвестиций, а также рефинансирование бюджетных расходов в ближайшие годы.
Негативный прогноз Самарская область получила относительно исполнения кредитных обязательств в иностранной валюте (BBB/Негативный/A-3) и обязательств в национальной валюте (ВВВ+/Негативный/A-2). «Прогноз отражает происходящее сокращение экономики области, которое приводит к значительному снижению доходов регионального бюджета; ограничение финансовой гибкости региона; относительно высокий уровень обслуживания регионального долга в 2011–2012 годах и рост условных обязательств», – поясняет кредитный аналитик Standard & Poor's Феликс Эйгель. На конец апреля 2009 года основной долг области составлял около 20 миллиардов рублей, большая часть выплат по которому придется на 2011–2012 годы.
В настоящее время у области достаточно высокие показатели ликвидности. Так, на 1 июня 2009 года Самарская область почти не имела долговых обязательств, подлежащих погашению в течение 12 месяцев, в то время как денежные средства, включая депозиты в банках, составили 25% планируемых текущих расходов области в 2009 году. По оценкам аналитиков, это достаточно высокий показатель. Плюс в 2009 году область намерена покрыть большой планируемый дефицит бюджета значительной частью своих резервов, снижая их уровень до приемлемого значения в 9-10% текущих расходов на конец 2009 года. Кроме того, Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Самарской области ВВ+ и рейтинг ruAA+ по национальной шкале, а также рейтинги приоритетного необеспеченного долга на уровне ВВ+/ruAA+. «Они остаются высокими, – говорит Феликс Эйгель. – Среди других регионов страны Самарская область занимает сильные позиции».
Тем не менее, по прогнозам аналитиков международного агентства, в 2009 году промышленное производство в области может сократиться примерно на 20%, а валовый региональный продукт (ВРП) уменьшится более чем на 10%. Столь серьезный спад в экономике региона специалисты связывают с резким изменением мировых цен на сырьевые товары и значительным сокращением спроса на производимую в области продукцию: автомобили, продукцию химической промышленности и объекты недвижимости. В результате доходы области в 2009 году сократятся примерно на 11%. Более того, область остается зависимой от налоговых поступлений со стороны трех секторов – нефтяного, нефтетранспортного, а также автомобилестроения, которые вместе обеспечивали более 50% налоговых доходов консолидированного бюджета в 2008 году. Это будет и в дальнейшем ограничивать финансовую гибкость области, которая, подобно другим российским регионам, зависит от возможных изменений в федеральном, налоговом и бюджетном законодательствах и политике выравнивания.
Кроме того, Самарской области предстоят значительные выплаты по долговым обязательствам в 2011 и 2012 годах, причем ожидается лишь очень небольшое восстановление экономики в этот период, поэтому постепенное сокращение резервов может представлять значительный риск рефинансирования. Расходы на обслуживание и погашение долга могут составить 12-16% в течение этих двух лет – в зависимости от финансовой и долговой политики области. Более того, в 2012 году Самарская область должна будет погасить два займа в течение двух календарных дней.
«Условные обязательства могут увеличить расходы области по обслуживанию долга на несколько процентных пунктов, начиная с 2010 года. Растет муниципальный долг, и прежде всего в административном центре области – Самаре, в то время как в течение двух-трех лет область планирует предоставлять гарантии предприятиям, находящимся в кризисной ситуации, – подчеркнул господин Эйгель. – Тем не менее мы ожидаем, что руководство области будет способно ограничить рост расходов и обеспечить по меньшей мере умеренные бюджетные показатели в среднесрочной перспективе, несмотря на значительный спад экономики и соответствующую коррекцию бюджета. В 2009–2011 годах текущий профицит, по всей видимости, в среднем составит 5% текущих доходов, в то время как дефицит с учетом капитальных расходов стабилизируется на уровне примерно 4% всех доходов (в 2010–2011 гг.) – после временного спада до 13% в 2009 года. Как результат аккумулирование областью долга будет, по всей видимости, умеренным. Вместе с тем сокращение доходов, вероятно, увеличит прямой долг: ожидается, что в 2009–2011 годах он стабилизируется на уровне примерно 33-34%. Если руководство области сумеет преодолеть риски рефинансирования, улучшая собственную способность к самофинансированию за счет сокращения издержек, повышения доходов и увеличения перечислений из федерального бюджета, или сможет сократить объем чистого долга, погашаемого в 2011–2012 года, мы можем пересмотреть прогноз вновь на «стабильный».
По мнению экспертов, эти оценки актуальны для долгосрочных, порядка одного-двух лет, оценок перспектив динамики ситуации в финансах области, ее долговых обязательств. «На данный момент доходность облигаций Самарской области в целом сохраняет позиции вблизи отметки 15-16% годовых, что для этих бумаг соответствует уровню начала текущего месяца. В среднесрочном периоде реализация мер федеральной финансовой поддержки регионов представляется в данном случае ключевым фактором, влияющим на рыночную динамику», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. В то же время, по словам эксперта, низкая эластичность экономики Самарской области, зависимость ее бюджета от финансовой ситуации в ее машиностроительном секторе отражает потенциальную слабость финансов региона. С точки зрения перспективы ближайших лет, данное обстоятельство будет фактором, осложняющим для региона процесс привлечения российских и зарубежных инвестиций, рефинансирование бюджетных расходов. «В этой связи ключевой становится долгосрочная задача повышения качества государственного регионального управления, усиления диверсификации экономики области за счет сельскохозяйственных отраслей, строительства, реализации инфраструктурных проектов», – считает господин Осин.