Экспорт и импорт товаров в Самарском регионе сократился более чем на 50%. В списке экспортеров и импортеров, чьи объемы поставок сократились в разы, – «АвтоВАЗ», «ТольяттиАзот», «СМЗ», «Таркетт». Эксперты, учитывая сложную ситуацию в российской экономике, назвали эту цифру объективной и закономерной: показатели абсолютного большинства промышленных предприятий области в настоящее время составляют от силы половину от аналогичных показателей прошлого года.
Самарские таможенники озвучили итоги внешней торговли за девять месяцев 2009 года. Стоимостный объем товаров, оформленных в Самарской таможне с января по сентябрь текущего года, сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 56% и составил свыше 2595 миллионов долларов США.
Экспорт товаров в регион уменьшился на 57%. Его стоимостный объем за девять месяцев составил свыше 1985 миллионов долларов США. Импорт сократился на 51% и составил свыше 610 миллионов долларов США.
По данным таможенников, товарооборот 10 крупнейших экспортеров региона за истекшие девять месяцев составил свыше 80% от общего объема экспорта. При этом объемы поставок ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ТольяттиАзот», ОАО «Нефтяная компания Роснефть», ЗАО «Сибур-транс», ОАО «СМЗ» сократились более чем в три раза.
«Товарооборот 10 крупнейших импортеров составил около 63% от общего объема импорта Самарской таможни. Существенно снизились объемы товаров, оформленных крупнейшими импортерами области. В частности ОАО «АвтоВАЗ» – в два раза, ЗАО «Таркетт» – в 2,1 раза, ОАО «СМЗ» – в 2,4 раза, ООО «Рулевые системы» – в 3,3 раза».
Вместе с тем такие предприятия, как ОАО «КуйбышевАзот» и ОАО «Куйбышевский НПЗ», напротив увеличили объемы поставок.
Как говорится в сообщении Самарской таможни, товарная структура экспорта по сравнению с 2008 годом в регионе практически не изменилась. По-прежнему более 97% приходится на топливно-энергетические товары, продукцию химической промышленности, машиностроительную продукцию, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сырье. В товарной структуре импорта более 50% составляет машиностроительная продукция. По сравнению с 2008 годом ее доля увеличилась с 48% до 50%. Доля продовольственных товаров и сырья, ввозимых в регион, увеличилась с 7 до 10%.
Основными торговыми партнерами региона являлись страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 77%. В том числе в экспорте – 75%, в импорте – 83%.
Ведущими торговыми партнерами Самарского региона при импорте являются такие страны, как Германия, Украина, Япония, Италия, Кот-д’Ивуар, США, Китай, Узбекистан, Эстония, Тайвань, Казахстан, Франция. При экспорте – Италия, Турция, Казахстан, Украина, Сингапур, Китай, Финляндия, США, Азербайджан, Нидерланы, Бразилия, Индия.
За девять месяцев текущего года Самарской таможней перечислено в федеральный бюджет свыше 9508 миллионов рублей. Платежи по экспортным поставкам составили около пяти миллиардов рублей, а платежи по импортным – около 4,5 миллиарда рублей.
По оценкам экспертов такие показатели для сложившейся в настоящее время ситуации в экономике страны вполне адекватны. «Сокращение как импорта, так и экспорта объективны и закономерны, – отмечает президент Самарского территориального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий Яковенко. – Во время кризиса естественно падает деловая активность, снижается объем производства. Относительно конкретных предприятий можно сказать следующее. «АвтоВАЗ» стоял в январе и феврале, потом летом, естественно, падает объем производства предприятия, снижается спрос на комплектующие. В отношении «ТольяттиАзота»: если объем производства снизился почти во всем мире, то снижается и спрос на сырье; что касается «Роснефти», то низкие цены на нефть в первой половине года снижали и уровень добычи нефти. Снижение закупок «Таркетт» связано с обвалом строительного рынка».
«Промышленность находится сейчас в глубоком кризисе, – констатирует депутат Самарской губернской думы, член комитета по промышленности СГД Михаил Матвеев. – Судя по тем показателям, которые есть у депутатов, у абсолютного большинства промышленных предприятий области они составляют от силы половину от аналогичных показателей прошлого года. Более-менее стабильно работают только предприятия нефтегазовой отрасли. Вряд ли к концу года ситуацию можно будет исправить. Единственная надежда –что усилиями правительства области и РФ удастся спасти АвтоВАЗ, потому что его остановка приведет краху нескольких сотен смежников по всей области».