Сегодня в России наблюдается рост популярности интернет-банкинга. Участники рынка сходятся во мнении, что в будущем отечественная банковская система пройдет путь, аналогичный западному: клиенты-физические лица будут совершать все меньше операций с наличными, а доля платежей, проведенных через Интернет и системы мобильного банкинга, возрастет.
Причины сложившейся тенденции вполне объяснимы – удобство дистанционного обслуживания. Клиенты ищут простые решения, позволяющие экономить время, и все большая доля потребительских активностей переходит в виртуальное пространство: в Интернете люди совершают покупки, бронируют авиабилеты, оплачивают различные услуги.
Интернет-банки в свою очередь предоставляют вполне широкий спектр возможностей – покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги и счета операторов сотовой связей, платить за доступ в Сеть, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи и переводы, пользоваться услугами интернет-магазинов и отслеживать все операции с пластиковыми картами за любой промежуток времени.
Подобная деятельность предполагает принцип взаимной выгоды – экономит и клиент, и банк. С одной стороны, клиент получает быстрый и легкий доступ к своему счету и возможность воспользоваться услугами банка в любое время суток и в любой точке планеты, где есть выход в Интернет. С другой стороны, себестоимость дистанционного обслуживания значительно ниже, что позволяет банку сократить затраты на обслуживание клиентов и содержание офиса. Соответственно, пользователям, проводящим операции самостоятельно, за счет этого предоставляется более выгодный тариф.
На сегодняшний день лучшим интернет-банком в России, по данным портала CNews Analytics и международного издания Global Finance, является «Альфа-Клик» от «Альфа-Банка». Он существует уже шесть лет и имеет наиболее обширную базу пользователей. «Альфа Банк» постоянно развивает свой ресурс, вводя новые сервисы и модернизируя систему виртуального обслуживания. В этом году, например, клиентам был предложен новый пакет услуг, ориентированный специально на интернет-аудиторию.
Суть пакета, который называется «Он-Лайф», заключается в открытии трех текущих счетов в рублях, долларах США или евро и возможности получать оперативный доступ к ним через Интернет-банк. С помощью этой онлайн-системы можно по курсу банка быстро и без комиссии обменивать валюту или переводить средства со счета на счет. Помимо этого обладатели пакета могут использовать любые другие преимущества «Альфа-Клик» – такие, как, например, совместный сервис «Альфа-Банка» и «Яндекс.Денег» – «Деньги от А до Я», позволяющий моментально пополнить электронный счет в «Яндекс.Деньги» или перевести деньги обратно на счет в «Альфа-Банке». Кроме того, клиент получает одну основную и до трех дополнительных платежных карт VISA Classic или MasterCard Standard.
«Он-Лайф» также включает накопительный счет «Мой сейф», средствами с которого можно распоряжаться в любое время, а проценты будут начисляться на минимальный остаток по итогам месяца.
Плата за обслуживание пакета составляет от 0 до 59 рублей в месяц – в зависимости от текущего остатка средств на счету. Такие сервисы, как проведение коммунальных платежей, оплата операторов сотовой связи и интернет-провайдеров через «Альфа-Клик» или денежные переводы другим клиентам «Альфа-Банка», предоставляются бесплатно. С другой стороны, за совершение операций, которые можно осуществить самостоятельно, в отделениях банка взимается комиссия.
Очевидно, что разработанное «Альфа-Банком» предложение будет стимулировать клиентов использовать дистанционную схему обслуживания и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие культуры Интернет-банкинга в России.