Десятидневные новогодние каникулы, по мнению аналитиков, могут обойтись российской экономике в 700 млрд рублей. Ударят они и по кошельку граждан. Затраты на товары «под елку», новогодний стол и развлечения достигнут докризисного уровня. Впрочем, по наблюдениям специалистов, в Самарской области ждать сильного всплеска потребительской активности не стоит – у населения нет лишних денег.
Новогодние каникулы могут стоить российской экономике 1,6% ВВП, или 700 млрд недополученных рублей. К таким выводам пришли аналитики компании ФБК, подсчитав, что в 2010 году будет 249 рабочих и 116 нерабочих дней. С учетом непрерывных производств, торговли и производства в формально выходные дни, их можно оценить в 0,5 обычного рабочего дня. Соответственно, условно полных рабочих дней будет 307. Цена одного такого дня составит около 140 млрд рублей ВВП. Если же рабочий день превращается в выходной, потери составляют более 70 млрд рублей за один день. «Таким образом, цена для экономики 10-дневного празднования Нового года составит 700 млрд рублей. Это около 1,6% ВВП страны», – подсчитал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, подчеркнув, что на 2010 год запланирован рост экономики на 1,6%, а страна столько же теряет благодаря организованному отдыху.
В месте с этим стране предстоят традиционные новогодние траты. По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), траты граждан на зимние праздники растут из года в год. Так, на празднование Нового 2009 года россияне израсходовали в среднем 5794 рубля. В 2008 – 5491 рубль; в 2007 – 4025 рублей; в 2006 – 3975 рублей. На первом месте традиционно строка расходов «праздничный стол», на втором «подарки близким». Средняя сумма расходов на новогодний стол в 2009 году составила 2282 рубля. При этом структура предновогодних трат отражает традиционный «советский набор»: население запасается красной икрой, маринованными огурцами, красной рыбой и шоколадными конфетами.
Исследователи также отмечают, что большинство граждан после новогодней ночи – в первые дни января нового года – практически не следит за тратами и не экономит деньги.
«Большинство граждан не сидят дома в каникулы. Они ходят в магазины, на концерты, в театры, кино, обеспечивая рост этих секторов», – отмечает главный экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров.
Аналитики «Ситибанка» подсчитали, что в декабре 2009 года расходы россиян вырастут на 14% по сравнению со среднемесячным значением за год, в то время как в 2008 году рост составил 8%, а в 2007 и 2006 гг. – 14% и 12%, соответственно. При этом уровень расходов россиян в реальном выражении все же будет чуть меньше, чем в докризисном 2007 году.
Рост расходов будет наблюдаться в категориях товаров, связанных с подготовкой к празднованию и празднованием Нового года. К примеру, спрос на кондитерские изделия и алкогольную продукцию в декабре продемонстрирует максимальный рост за год и составит 77% и 73%, соответственно. Траты на электронику и бытовую технику покажут рост в 67% к среднемесячному значению за год. Существенный рост намечается в категориях, которые подверглись наибольшей коррекции год назад. Так, мобильные телефоны окажутся на пятом месте в рейтинге новогодних покупок в декабре 2009 года по сравнению с 11 местом в 2008 году. Ювелирные украшения и часы займут четвертое место (15 в прошлом году). Значительный рост покажут и такие категории товаров, как игрушки и спортивные принадлежности. В этом году на докризисный уровень выйдут и предновогодние траты на услуги турагентств.
Руководитель департамента кредитных продуктов «Ситибанка» Михаил Бернер пояснил, что новогодние покупки являются настоящим индикатором потребительских настроений в обществе. «Результаты прошлого исследования наглядно продемонстрировали влияние кризиса, – рассказывает он. – В прошлом году мы увидели падение темпов роста как в общих затратах на новогодние покупки и празднование, так и отдельно по целому ряду категорий. В этом году мы прогнозируем существенное улучшение в тех категориях, которые подверглись наибольшей коррекции год назад. Однако влияние кризиса пока еще не полностью преодолено, и есть предпосылки полагать, что некоторые изменения, произошедшие в составе новогодних трат, будут более долгосрочными».
В пресс-службе ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», отмечают, что четвертый квартал традиционно является «высоким сезоном», так как потребительская населения активность значительно увеличивается. «В России за последнее время поведение клиентов несколько изменилось. Люди стали более осторожно относится к покупке в кредит, тратить меньше. Тем не менее, такое поведение имеет и свои плюсы - клиенты стали аккуратнее относиться к получению кредита и его обслуживанию, а банки – больше внимания уделять сервису и качеству услуг», – считают в «Хоум Кредите».
Генеральный директор Самарского областного фонда социальных исследований Владимир Звоновский отмечает, что с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года потребительская активность в Самарской области в сегменте розничных товаров сократилась на 14%. «Я не уверен что потребительская активность перед новым годом резко возрастет. В Самарской области согласно данным ЦБ РФ, объем сбережений в рублевой массе с начала 2009 года увеличился на 20%. То есть, граждане стремится к сбережениям. Я считаю, что всплеска потребительской активности не будет – у граждан нет лишних денег», – подчеркнул Звоновский.