Стали известны размеры предельных розничных и торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) в Самарской области. Они установлены для того, чтобы не допустить необоснованного роста цен на эту категорию лекарств.
В аптеках Самары считают, что новые меры обеспечат покупателям стабильность: можно быть уверенным, что в течение всего года цены на ЖНВЛС не превысят установленных норм. Однако эксперты считают, что исключительно административное регулирование вряд ли может способствовать качественному улучшению ситуации в фармотрасли.
Постановление облправительства «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства на территории Самарской области» было принято 17 февраля. Официально оно вступит в силу с понедельника, 1 марта 2010 года.
С этого момента оптовики и представители розницы, работающие на территории Самарского региона, не смогут устанавливать надбавки на ЖНВЛС выше установленных правительством.
Для оптовиков к отпускным ценам производителей в Самарской области наценки составят на лекарства стоимостью:
до 50 руб. – 23%;
свыше 50 руб. до 500 руб. – 17%;
свыше 500 руб. – 12%.
Предельные розничные надбавки на лекарства:
до 50 руб. – 37%;
свыше 50 до 500 руб. – 32%;
свыше 500 руб. – 27%.
Для наркотических и психотропных веществ:
оптовые – 40%;
розничные – 75%.
Список препаратов, относящихся к категории ЖНВЛС, на которые будут распространяться новые правила, утвержден на уровне страны Росздравнадзором. В него вошли 1500 наименований. До 1 апреля производители должны зарегистрировать отпускные цены на свою продукцию. Это необходимо для того, чтобы впоследствии контролировать размер наценок. Сейчас регистрация отпускных цен идет довольно быстрыми темпами.
Как рассказал руководитель департамента ценового и тарифного регулирования министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Алексей Софронов, главная задача госрегулирования – не допустить необоснованного роста цен на лекарственные препараты, относящиеся к категории ЖНВЛС, обеспечить доступность лекарственных средств этой категории для населения, а также вытеснить с фармацевтического рынка перекупщиков.
Отметим, что самарский фармрынок характеризуется высоким уровнем конкуренции. Количество аптек на душу населения здесь по сравнению с соседними регионами велико – в среднем, 2050 человек обслуживается в одной аптеке. Эти показатели схожи с показателями столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.
За соблюдением правил госрегулирования будет установлен строгий контроль. Контролирующими органами выступят минэкономразвития области, облпрокуратура, в также Росздравнадзор.
В случае нарушения аптеками требований госрегулирования к руководству будут применяться жесткие санкции. В частности, наложение на руководителя аптеки штрафа в размере 50 тысяч рублей, привлечение к административной ответственности, отзыв лицензии у аптеки. «Не исключено, что в дальнейшем санкции будут еще более ужесточены», – сказал Алексей Софронов.
«Меры госрегулирования не повлекут за собой изменения количества аптек в области и ассортимента лекарственных препаратов в них», – комментирует новшества руководитель управления фармацевтической деятельности министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Алексей Спектор. Кроме этого, подчеркивает он, введение госрегулирования с 1 марта не означает, что с этого дня ценники в аптеках поменяются. «Цены на ЖНВЛС будут меняться постепенно в течение двух-трех месяцев. Они могут как уменьшаться, так и повышаться. Но значительного повышения произойти не должно. Каких то серьезных потрясений не будет», – заявил господин Спектор.
По оценке представителей самарских аптечных сетей, меры госрегулирования цен простым гражданам – покупателям лекарств – дадут в первую очередь стабильность. «Покупатели в течение года могут быть уверены, что цены на жизненно важные лекарства не вырастут выше определенной максимальной планки, установленной министерством здравоохранения», – поясняет коммерческий директор аптечной сети «БиоМед» Ирина Гришина. По ее словам, пока однозначно нельзя сказать, как сильно вырастут или снизятся цены в аптеках. «Это будет зависит от зарегистрированных цен производителей и конкурентной среды. В Самарской области конкуренция в аптечной рознице высока, что сдерживало рост цен на протяжении всего 2009 года. В 2010 году, скорее всего, сохранится та же тенденция», – считает она.
По словам Ирины Гришиной, ограничение наценки на лекарства может послужить причиной сокращения прибыли аптечных сетей. «При условии, что инфляция будет стабильна, а коммунальные тарифы, арендные и кредитные ставки не будут расти, ограничение наценки хоть и несколько сократит прибыльность многих самарских аптек, но это не будет критичным для их бизнеса».
К возможным трудностям, которые могут возникнуть непосредственно у аптечных сетей при реализации новых норм, специалисты относят сложности технического плана. Потребуется обновление программного обеспечения, системы ценообразования.
Ирина Гришина также отметила, что каждый новый закон влечет за собой определенный переходный период. Поэтому пока не наработана правоприменительная практика, аптеки будут чувствовать себя неуверенно.
Эксперты пока не берутся судить, насколько успешной окажется новая система. «На сегодняшний день вокруг предполагаемой методики расчета предельных отпускных цен на жизненно необходимые лекарства, разрабатываемой в рамках соответствующего Федерального закона «Об обороте лекарственных средств» (планируется, что каждый из субъектов РФ по единой методике будет рассчитывать свои наценки с учетом различных коэффициентов) разворачивается серьезная экспертная дискуссия. Значительная часть специалистов выступают с критикой предложенных на сегодняшний день механизмов», – отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
По его словам, на данном этапе делать какие-то однозначные прогнозы сложно. «В целом, нельзя исключать, что новые нормы будут оказывать определенной давление на рентабельность данного сегмента розничной торговли. При этом, конечно, очевидно, что в связи с высокой социальной значимостью рынка лекарственных средств, его спецификой определенное регулирование, ориентированное на сохранение широкого ассортимента ЛС, доступных основной массе населения, в том числе незащищенным слоям, необходимо», – сказал Клягин.
Он также подчеркнул, что исключительно административное регулирование вряд ли может способствовать качественному улучшению ситуации в фармацевтической отрасли. Текущий крайне высокий уровень зависимости российского рынка ЛС от импорта (на долю продукции внутреннего производства приходится только около 25% рынка в денежном выражении), который в значительной степени приводит и к резким ценовым колебаниям, как это случилось в текущем году на фоне ослабления рубля, связан, прежде всего, со сравнительно низкой эффективностью внутреннего производства, невысоким развитием индустрии в целом. В связи с чем необходимо создавать более комфортные инвестиционные условия, способствующие динамичному развитию индустрии как в сфере внутреннего производства, так и в части розничной торговли.