Самарский бизнесмен и девелопер, глава ООО «Виктор и Ко» Виктор Сурков застраховал один из своих ТРК в Самаре – «Космопорт». Стоимость полиса не разглашается. По оценкам экспертов, пока региональные бизнесмены прибегают к этому виду страхования довольно редко.
Филиал ОСАО «Ингосстрах» в Самаре заключил договор страхования имущества и убытков с ООО «Виктор и Ко Мега Парк». Документом застрахован торгово-развлекательный комплекс «Космопорт». Риски, заложенные в страховом полисе – перерыв в производстве и убытки, в частности от недополучения арендной платы из-за простоя ТРЦ.
В частности, застраховано здание общей площадью 126 тыс 243,30 кв. м. (конструкция и сооружения фундамента, капитальные стены, перегородки, межэтажные перекрытия, конструкция и устройства кровли, встроенные и являющиеся частью здания системы тепло-, водоснабжения, канализаций, остекление оконных проемов), а также двери, системы освещения, дополнительные системы вентиляции, системы сигнализации (охранной, пожарной), системы коммуникаций (компьютерные, связи).
Кроме того, полис обеспечивает страховую защиту имущественных интересов «Виктор и Ко Мега Парк», связанных с потерей или неполучением сумм арендных поступлений.
В «Ингосстрахе» стоимость такого полиса не раскрывают. Эксперты говорят, что тарифы по такому полису идентичны стоимости рисков страхования имущества.
«Страховая сумма по страхованию от убытков в производстве – это средняя сумма выручки от арендаторов за один-три месяца (по усмотрению клиента). Страховой тариф для данного риска применяют такой-же, как и для основного договора страхования имущества, так как страховые риски общие. Учитывая, что комплексы Суркова – современные, оснащенные необходимыми мерами пожарной безопасности объекты, а также в связи с длительной историей страхования этих объектов под залог банковских кредитов, думаю, что тариф – не более 0,07%, соответственно, от стоимости застрахованного имущества и страховой суммы по убыткам от перерыва в производстве», – говорит владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев.
«Как такового определенного диапазона стоимости таких полисов нет, цена в каждом случае определяется индивидуально и сумма страхования для двух одинаковых, на первый взгляд, ТЦ, может кардинально отличаться. Здесь имеет значение набор страхуемых рисков, а также оснащение самого объекта коммерческой недвижимости, его защищенность или, наоборот, подверженность влиянию ряда рисков и т.д.», – пояснила директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина.
По оценкам специалистов, для Самары страхование объектов коммерческой недвижимости пока в диковинку. Однако эксклюзивом совсем не является. Дополнительное страхование от убытков, возникших в результате перерыва в производстве/оказании услуг, произошедших из-за пожара, аварии инженерных систем, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, существует очень давно. Например, проводилось еще в советские времена.
Такой вид страховки интересен в первую очередь тем собственникам, для которых остановка работы на несколько месяцев имеет критическое значение. Страхование от перерыва в производстве применяют не только торговые центры, но и многие другие виды бизнеса: гостиницы, крупные промышленные объекты.
«Убытки от перерыва в производстве (потери арендной платы) могут быть намного существеннее, чем прямой убыток имуществу арендодателя от пожара. Бизнес из-за простоя теряет привычный регулярный доход, а ему нужно покрывать свои текущие расходы, оплачивать налоги и вносить платежи по кредитам», – отметил Олег Кокорев.
«Страхование объектов коммерческой недвижимости в Самарском регионе, как и в целом по стране, относится к числу довольно развитых сегментов. В частности, это касается страхования торговых центров, владельцы которых в силу специфики бизнеса в целом и самих торговых площадей в частности, заинтересованы в получении дополнительной страховой защиты своего имущества.
Говоря о страховании коммерческой недвижимости обобщенно, можно сделать вывод о том, что риски, которым подвергаются такие объекты при их эксплуатации, довольно очевидны и защита от них актуальна для собственников, для которых такая недвижимость является объектом бизнеса. Понятно, что каждый владелец коммерческой недвижимости стремится обезопасить свое имущество от рисков посредством страхования.
Традиционно большей популярностью в секторе страхования коммерческой недвижимости пользуются программы имущественного страхования, однако сегмент страхования ответственности перед третьими лицами последние годы также выходит на новый уровень активности. Это отчасти связано с появлением проекта закона об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами устроителей массовых мероприятий, а также деятельностью саморегулируемых организаций в различных отраслях рынка, которые устанавливают свои требования к страхованию ответственности своих членов», – рассказала Татьяна Зимина.
Региональные бизнесмены пока редко прибегают к такому виду страховки, считают эксперты, но оно может существовать на иностранных предприятиях, работающих в Самарской области, например, Алкоа, Кока-Кола, Пепси-Кола.
Независимые эксперты также предполагают, что страхование Космопорта могло быть инициировано Виктором Сурковым после происшествия у конкурентов – пожара в ТЦ «Парк Хаус», по итогам которого несколько секций в ТЦ до сих пор простаивают.