Самарцы стали в 2,5 раза чаще жаловаться на банки. К такому выводу пришли специалисты Управления Роспотребнадзора по Самарской области по итогам первого полугодия 2010 года. Основные претензии, которые поступают от граждан – взимание комиссий, изменение ставки в одностороннем порядке, взимание штрафов и пеней.
В первом полугодии 2010 года в Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило 48 обращений граждан с жалобами на действия кредитных организаций, рассказали Dengi63.ru в ведомстве. Отметим, что за аналогичный период 2009 года в надзорное ведомство поступило лишь 19 таких обращений. Таким образом количество жалоб в текущем году увеличилось в 2,5 раза.
Из 48 обращений, поступивших в Роспотренадзор по итогам шести месяцев 2010 года, на основании четырех были возбуждены дела об административном правонарушении, по результатам которых составлены четыре протокола об административном правонарушении по ст. 14.8.ч.2 КоАП РФ.
Любопытно, что рассмотрев остальные 44 обращения, специалисты регионального Роспотребнадзора нарушений законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей со стороны банковских организаций не усмотрели. Заявителям направлены ответы с разъяснениями. По словам экспертов, столь высокий процент безосновательных заявок можно объяснить увеличением уровня финансовой грамотности населения.
По словам специалистов ведомства, основными претензиями граждан к банкам, как правило, являются включение со стороны кредитных организаций в договора кредитования условий, ущемляющих права потребителей, а именно: взимание комиссии за ведение ссудного счета, установление договорной подсудности, изменение процентной ставки в одностороннем порядке, а также начисление различных штрафов и пеней за неисполнение потребителями обязательств по договору.
В Роспотребнадзоре отмечают, что в первом полугодии 2010 года увеличилось и количество плановых проверок банков. Специалисты провели восемь таковых, что на три контрольных мероприятия больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Отметим, что в самарском Роспотребнадзоре подтверждают общероссийскую тенденцию увеличения жалоб банковских клиентов. Так, по словам главы Роспотребнадзора РФ Геннадия Онищенко, в первом полугодии 2010 года по стране в целом специалисты надзорного ведомства провели 460 проверок, в то время как за первое полугодие 2009 года – 252 проверки. В первое полугодие 2010 года число судебных исков от ведомства в защиту определенного круга лиц выросло в три раза по сравнению с периодом 2008-2009 годов.
Отметим, что деятельность банков Роспотребнадзор контролирует с 2007 года. Граждане могли пожаловаться в ведомство на завышенные ставки по банковским кредитам и комиссиям. Прецедент был создан банком «Русский стандарт»: когда кредитное учреждение по требованию Генпрокуратуры отменило сборы комиссионных при выдаче потребительских кредитов.
В настоящее время жалобы граждан поступают на кредитные структуры, специализирующиеся на потребительском кредитовании, а также на экспресс-кредитах, расчет стоимости которых заемщикам непонятен более всего. Как правило, такие банки имеют разветвленную сеть филиалов и точек обслуживания. Ранее основная масса жалоб, которые поступали от граждан в Роспотребнадзор, касались кредитных карт, рассылаемых банками по почте.
Проверки кредитных организаций проводятся на основании ФЗ «О защите прав потребителей» и «Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг».
За выявленные нарушения к банкам применяются санкции в соответствии с нормами КоАП. В основном это штрафы.