Ведомство Габибуллы Хасаева ищет компанию, которая разработает стратегию развития Самарской области до 2030 года. Соответствующий конкурс пройдет в Главном управлении организации торгов в конце марта текущего года. На эти услуги руководство региона готово выделить из бюджета 18 млн. рублей. По оценкам экспертов, разработка таких документов заслуживает внимания только в том случае, если они пишутся не для галочки. Пока же по статистике 70-90% идей, отраженных в подобных документах, остаются на бумаге, отмечают специалисты.
Министерство экономического развития инвестиций и торговли Самарской области объявило конкурс по определению компании-исполнителя на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года».
Согласно конкурсной документации, цель такой работы – определить приоритеты, цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Самарской области, а также выработать меры и современные механизмы достижения стратегических целей. Практическое же назначение планируемых результатов работы обозначено как: «формирование эффективной долгосрочной социально-экономической политики органов государственной власти Самарской области, направленной на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики, уровня и качества жизни населения региона».
Компанию, которая возьмется за разработку стратегии Самарской области выберут на конкурсной основе. Такой конкурс состоится в ГУОТ в конце марта текущего года.
Компании-победителю предстоит до ноября 2011 года разработать целый спектр различных документов.
Работу компании предстоит осуществить в два этапа. Первый – с момента заключения контракта и по 1 июля 2011 года. Второй этап – со 2 июля до 1 ноября 2011 года
Согласно информации, размещенной на официальном портале Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, начальная (максимальная) цена контракта составит 18 млн. рублей.
Отметим, что в настоящее время в регионе уже есть документ, который называется «Стратегия развития региона до 2020 года». Он был разработан несколько лет назад также для обеспечения развития экономики и улучшения жизни людей. Как известно, этот документ носит лишь рекомендательный характер, то есть руководство области может опираться на него, принимая те или иные решения, а может и вовсе не принимать его во внимание. По оценкам экспертов, стратегия, написанная несколько лет назад, требует в настоящее время существенной корректировки.
Специалисты считают, что подобные документы, безусловно, заслуживают внимания.
Роль стратегии зависит от структуры экономики. Если это экономика плановая, как в СССР, влияние стратегии в экономике близко к абсолютному. Если мы имеем дело с экономикой открытого рынка, при слабости бюджета, можно говорить, в значительной мере, лишь о стратегических ориентирах и пожеланиях экономических регуляторов. Сегодняшняя проблема не в стратегии. Она ясна не только для России, но и для мира в целом. Это рост доли инвестиций в ВВП при снижении доли потребления, сокращение финансовых и экономических рисков за счет модернизации и расширения региональных рынков сбыта продукции и услуг (например, для РФ в целом, за счет формирования Таможенного Союза). Проблема – в тактике, в том, как привлечь в экономику долгосрочные инвестиции при слабом бюджете, высоком общем долге и спровоцированной этими факторами повышенной инфляции. Основной вопрос, кто будет финансировать модернизацию и обновление экономики, в том числе Самарской области. Износ основных фондов требует триллионов рублей инвестиций. Если мы планируем продавать что - то на внешних рынках, то это же планируют и технологически более развитые страны, страны с изначально более благоприятными климатическими, геополитическими условиями, высокой численностью и плотностью населения, условиями. Если планируем развивать внутренний спрос, то о каких налогах и повышении пенсионного возраста может идти речь. Появление стратегий означает рост роли государства в экономики, пока эта роль «номинальна», не подкреплена сильным бюджетом. В дальнейшем, если результат тактики привлечения масштабных частных инвестиций, с помощью вот таких стратегических разработок будет слабым, речь вполне может пойти об усилении финансового влияния государства в экономике, перераспределении в пользу государства новых финансовых потоков.В сущности, если проанализировать практику успешного привлечения частных инвестиций, получим вывод, что все крупные проекты, в которых есть частный капитал, в России формировались с участием государственных инвестиций. Их доля в общем объеме средств составляла несколько десятков процентов. Например, в автопроме она была 50% в 2010 году, в Сколково, оценивается почти в 90%. «Изобрести велосипед» здесь будет очень трудно, но такова сегодняшняя политика и региональных и федеральных властей», - говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
«Если документ пишется не для галочки – то приносит результат. Но проблема в том, что воплощение стратегии зависит от воли заказчика, а в случае с Самарской областью – еще и от федерального центра. Даже в коммерческих компаниях до 70% разработанных консультантами стратегий остаются на бумаге. Для госструктур этот процент доходит до 90%», – комментирует соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. По его словам, в настоящее время выполнить такую объемную работу способны 20-30 компаний, которые представлены в России.
Цену контракта в 18 млн. рублей специалисты оценивают как вполне адекватную. Впрочем, реально оценить ее возможно лишь при доскональном анализе технического задания. Сумма неплохая, но все зависит от технического задания.