Бизнес Crash Test – лучшая проверка бизнес-идеи

Crash Test – лучшая проверка бизнес-идеи

«Есть идея на миллион долларов. Где взять деньги?» – это ситуация, знакомая каждому начинающему предпринимателю. В марте в Москве прошел Greenfield Feedback – краш-тест бизнес-идей, на котором эксперты в различных сферах бизнеса и венчурные инвесторы оцен

«Есть идея на миллион долларов. Где взять деньги?» – это ситуация, знакомая каждому начинающему предпринимателю. В марте в Москве прошел Greenfield Feedback – краш-тест бизнес-идей, на котором эксперты в различных сферах бизнеса и венчурные инвесторы оценивали сильные и слабые стороны ряда новых проектов. Побывав на мероприятии, корреспондент сайта убедился в том, что у энтузиастов есть возможность создать собственный бизнес, не имея ни гроша в кармане.

Необходимо отметить, что это был уже восьмой Greenfield Feedback, «краш-тест» бизнес-идей, организованный компанией GreenfieldProject. Основная задача GreenfieldProject – развитие культуры предпринимательства в России, увеличение количества и качества инновационных высокотехнологичных проектов и формирование нового поколения предпринимателей, готовых оценивать и идти на осознанный риск. Суть мероприятия проста: три стартапа устраивают пятнадцатиминутную презентацию, по окончании которой экспертный совет задает острые вопросы, без обиняков указывает на «болевые точки» и дает непредвзятую оценку перспективности идеи. Как отмечают начинающие предприниматели, это хорошая возможность анонсировать свой выход на рынок и получить беспристрастную оценку от бизнес-гуру. На мартовском краш-тесте подробный «фидбэк» получили сервисы ArtDate, Cybergame.tv и iStrahovka.

Но для затравки эксперты по привлечению венчурных инвестиций обрисовали собравшимся на мероприятии начинающим предпринимателям портрет идеального стартапера и бизнес-ангела и объяснили, почему идеальный образ невозможно перенести с бумаги в реальность.

Казалось бы, все относительно просто. Автор идеи должен объяснить инвестору, в чем суть проекта и как он планирует заработать, «отбив» тем самым и его вложения. «Трещина» в отношениях предпринимателей и инвесторов образуется от различного понимания самых основ. «В США, приходя к инвестору даже на preseed-стадии, стоит иметь диплом Стэнфорда и бизнес-план в первом приближении», – рассказывает эксперт инвестиционного фонда Almaz Capital Любовь Симонова. – Занимаясь инвестициями в России более трех лет, я видела лишь один проект с нормальным бизнес-планом, зато приходили десятки студентов-программистов, обещая через год «похоронить» Google и Facebook. При этом авторы очередной гениальной бизнес-идеи намереваются привлечь зараз не менее 20 млн долларов».

«В Интернете действительно похоронено неимоверное количество денег. Интернет-бизнес – это что-то из области подросткового секса – все хотят им заниматься, но не знают как», – вызвал волну хохота в зале продюсер компании «613» Михаил Зоненашвили.

«Столкнувшись с отказом, стартаперы думают: инвесторы идиоты, раз не дают денег под блестящую идею. И собираются в кажущуюся инвестиционным раем Кремниевую долину. А инвесторы начинают считать, что идиотами являются стартаперы, приходящие с сырыми идеями и командами, где заложен потенциальный конфликт. В результате все идиоты, только у одних есть деньги, а у других - нет», – заключает Михаил Зоненашвили.

«Конечно, иногда бывает интересно послушать про очередной вечный двигатель», – подшучивает Любовь Симонова, и уже всерьез рекомендует перед запуском бизнес-проекта проводить глубокий анализ рынка, конкурентной среды, очень важно иметь качественный, хорошо проработанный бизнес-план. Секрет бизнес-проекта, способного заинтересовать инвестора, складывается из нескольких составляющих. Во-первых, автору бизнес-идеи стоит четко ориентироваться на создание прибыльного бизнеса, а не «некоего проекта». Во-вторых, команда должна набираться не из школьных приятелей, а состоять из профессионалов своего дела.

«Нет ничего хуже проблем в команде, разногласий, – согласен Михаил Зоненашвили. – Если наемного плохого программиста можно уволить и взять нового, то плохого программиста-партнера придется не только терпеть, но и прислушиваться к его мнению».

Важен и бизнес-план: предпринимателю четкий план позволит понять, что он упустил; а инвестор оценит адекватность и «наглость» стартапера. И, главное, построение бизнеса зависит от умения не просто рассказать, а именно доказать: автор идеи знает ответы на вопросы «Зачем создается проект?», «Как мы это сделаем?» и «На чем мы сможем зарабатывать?».

Что же касается финансовой составляющей, то, по словам эксперта, это всегда «черная дыра». И на самой ранней стадии стоит рассчитывать в большей степени на дружеские займы родственников и знакомых.

Впрочем, бизнес-ангелы и венчурные фонды продолжают изучать стопки предложенных на рассмотрение бизнес-проектов, а стартаперы встают в очередь за «дорогими» инвестициями. «Самое главное при общении с инвестором – это достичь доверия, – уверен Михаил Зоненашвили. – А это не легко. У инвесторов приходят просить денег сотни людей, и нужно сделать так, чтобы бизнес-ангел поверил именно в ваш проект». В свою очередь, как отмечает эксперт, у потенциального инвестора всегда возникает закономерный вопрос: если идея отличная и действительно способна принести хорошую прибыль, почему начинающий предприниматель идет за дорогими деньгами (как правило, это грозит потерей 40-70%-ной доли в капитале компании), а не обратится в банк за кредитом? После короткой паузы Михаил Зоненашвилли сам ответил на заданный вопрос: «Кредитные деньги нужно возвращать».

Конечно, есть и еще один путь: продать свой проект крупной холдинговой структуре. «Продавайте свою идею и идите в офисное рабство», – «напутствовал» предпринимателей Михаил Зоненашвили.

Возможно, некоторым из собравшихся начинающих предпринимателей лекция могла показаться скучной, а высказанные экспертами рекомендации – очевидными банальностями, но все же именно эти ошибки, как пресловутые грабли, преграждают путь большому числу перспективных проектов.

Основной интерес собравшихся на мероприятии был, разумеется, прикован к подробному разбору трех работающих проектов: страхового сервиса (iStrahovka.ru), трансляции игрового видео Cybergame.tv и площадки для взаимодействия молодых художников и ценителей искусства ArtDate.su.

Первым был представлен проект Национальной автоматизированной страховой системы – SaaS-решение для страховых компаний, свободных агентов и брокеров, позволяющее автоматизировать сделки в режиме on-line. Интересен проект в первую очередь тем, что дает возможность не только рассчитать стоимость страховки в нескольких компаниях и выбрать наиболее подходящий вариант, но и дистанционно приобрести страховой полис – более того, это обойдется на 10% дешевле, нежели в офисе страховой компании. С помощью ресурса страховые компании смогут вести учет клиентов и денежных потоков, контроль агентов и, конечно, привлекать новых покупателей. Сервис находится в стадии запуска, и пока позволяет рассчитать только стоимость коробочных страховых продуктов. Разработчики сайта планируют в первое время сконцентрироваться на продаже полисов автострахования, а затем расширить возможности портала. Актуальность проекта докладчик обусловил отсутствием у многих страховых компаний электронного документооборота, качественного универсального калькулятора. По его подсчетам, страховые компании ежегодно теряют на этом 500 млн. долларов. На данный момент в проект, который разрабатывается полтора года, уже вложено порядка 300 тыс. долларов. Зарабатывать разработчики сайта рассчитывают на платной подписке для пользователей. В данный момент НАСС ищет инвестора, чтобы завершить все работы по разработке сервисов и начать продажи страховых полисов.

В процессе обсуждения был высказан ряд верных критических замечаний, однако тест на жизнеспособность НАСС прошел. Любовь Симонова посоветовала разработчикам ресурса внимательнее присмотреться к рынку b2b-услуг (страхование грузов и т.д.), а также рекомендовала обратиться с заявкой в венчурный фонд Runa Capital, партнеры Greenfield Feedback из «Студии трейлеров» дали обещание бесплатно разработать для iStrahovka.ru 30-секундный демонстрационный ролик.

Следующим проектом, вынесенным на обсуждение, стало русскоязычное киберспортивное телевидение Cybergame.tv. Это экспериментальный проект, позволяющий пользователям популярных онлайн-игр (World Of Warcraft, Counter-Strike и др.) «стримить», то есть проводить трансляции и делать записи игры. После регистрации пользователям сервиса бесплатно предоставляют premium-функционал: геймерам – возможность транслировать запись игры с задержкой; зрителям – просматривать видео в наивысшем качестве. Разработка портала, позволяющего геймерам похвастаться своим мастерством и узнать последние новости игровой индустрии, началась прошлым летом, а первые трансляции проект запустил в конце сентября 2010 года. За минувшее время был расширен список игр, которые можно транслировать, а два месяца назад пользователи Cybergame.tv получили возможность заранее формировать сетку вещания. Сейчас Cybergame.tv ежедневно собирает аудиторию в 1000 человек, при этом проект целит на глобальный рынок: из прямых конкурентов пока есть только один австрийский сайт, аудитория которого уже исчисляется 300 000 человек.

Наибольшие сомнения у экспертов и сообщества вызвала оценка объемов рынка. Да и молодая аудитория не всегда рождает платежеспособный спрос. Возможно, поэтому Cybergame.tv планируют монетизироваться за счет показа рекламы, партнерства с издателями и разработчиками игр, открытия брендированных каналов для команд геймеров-профи. Помимо вопросов привлечения аудитории эксперты посоветовали создателям сайта продумать вопросы модерации, которая пока строится на доверии.

Завершающей стала презентация социальной платформы для художников и коллекционеров ArtDate.su – это площадка, на которой молодые художники, еще не доросшие до собственных выставок, могут представить на всеобщее обозрение оцифрованные версии своих полотен, а коллекционеры и простые ценители искусства – искать картины по параметрам: таким как жанр, цена, размер и даже цветовая гамма. Ценители искусства смогут загружать понравившиеся полотна в «просмотровую», чтобы представить, как они будут смотреться в определенном интерьере. Пока на ресурсе содержатся лишь демонстрационные изображения, позаимствованные у именитых российских художников XIX века. В будущем ресурс будет адресован также фотографам и дизайнерам, создающим интересные графические изображения. ArtDate станет локализованной версией проекта, запущенного одним из создателей сервиса в США, и планирует зарабатывать на комиссии с продажи полотен.

Многие эксперты сказали: «Нет» сервису в существующем виде. Издатель журнала об искусстве, оказавшийся на мероприятии, раскритиковал команду ArtDate за практически полное отсутствие необходимого опыта в арт-бизнесе. А Любовь Симонова рекомендовала не ориентироваться на аудиторию молодых художников-студентов профильных училищ. По мнению экспертов, ArtDate стоило начать с раскрутки группы в Facebook, где бы публиковались скриншоты новых, доступных к продаже, полотен. А затем, набрав контент и аудиторию, перенести все это на собственный сайт. Похоже, этот совет профессионального сообщества был услышан разработчиками сайта.

Стоит добавить, что помимо ежемесячного разбора полетов для начинающих предпринимателей раз в две недели устраиваются посиделки, где в формате мозгового штурма разрабатываются перспективные бизнес-идеи, а раз в квартал проходят «рабочие выходные», цель которых – собрать вокруг идеи команду и сделать первый шаг к ее реализации. Приятно, что среди стартаперов не только москвичи и питерцы. Организаторы вспоминают энтузиастов, приезжавших за консультацией из Екатеринбурга. И неудивительно, ведь подобные мероприятия дают начинающим предпринимателям отличную возможность протестировать бизнес-модель задуманного проекта, поучиться на чужом опыте и ошибках, а также завести полезные деловые контакты. Следующий Greenfield Feedback пройдет уже в апреле.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления