30 ноября вторник
СЕЙЧАС +1°С

Crash Test – лучшая проверка бизнес-идеи

«Есть идея на миллион долларов. Где взять деньги?» – это ситуация, знакомая каждому начинающему предпринимателю. В марте в Москве прошел Greenfield Feedback – краш-тест бизнес-идей, на котором эксперты в различных сферах бизнеса и венчурные инвесторы оцен

Поделиться

Поделиться

Поделиться

«Есть идея на миллион долларов. Где взять деньги?» – этоситуация, знакомая каждому начинающему предпринимателю. В марте в Москве прошелGreenfieldFeedback – краш-тест бизнес-идей, на котором эксперты в различныхсферах бизнеса и венчурные инвесторы оценивали сильные и слабые стороны рядановых проектов. Побывав на мероприятии, корреспондент сайта убедился в том, чтоу энтузиастов есть возможность создать собственный бизнес, не имея ни гроша вкармане.

Необходимо отметить, что это был уже восьмой Greenfield Feedback,«краш-тест» бизнес-идей, организованный компанией GreenfieldProject. Основная задачаGreenfieldProject – развитие культуры предпринимательства в России, увеличениеколичества и качества инновационных высокотехнологичных проектов и формированиенового поколения предпринимателей, готовых оценивать и идти на осознанный риск.Суть мероприятия проста: три стартапа устраивают пятнадцатиминутнуюпрезентацию, по окончании которой экспертный совет задает острые вопросы, безобиняков указывает на «болевые точки» и дает непредвзятую оценкуперспективности идеи. Как отмечают начинающие предприниматели, это хорошаявозможность анонсировать свой выход на рынок и получить беспристрастную оценкуот бизнес-гуру. На мартовском краш-тесте подробный «фидбэк» получили сервисы ArtDate,Cybergame.tv и iStrahovka.

Но для затравки эксперты по привлечению венчурных инвестицийобрисовали собравшимся на мероприятии начинающим предпринимателям портретидеального стартапера и бизнес-ангела и объяснили, почему идеальный образневозможно перенести с бумаги в реальность.

Казалось бы, все относительно просто. Автор идеи долженобъяснить инвестору, в чем суть проекта и как он планирует заработать, «отбив»тем самым и его вложения. «Трещина» в отношениях предпринимателей и инвесторовобразуется от различного понимания самых основ. «В США, приходя к инвесторудаже на preseed-стадии, стоит иметь диплом Стэнфорда и бизнес-план в первомприближении», – рассказывает эксперт инвестиционного фонда Almaz CapitalЛюбовь Симонова. – Занимаясь инвестициями в России более трех лет, я виделалишь один проект с нормальным бизнес-планом, зато приходили десяткистудентов-программистов, обещая через год «похоронить» Google и Facebook. Приэтом авторы очередной гениальной бизнес-идеи намереваются привлечь зараз неменее 20 млн долларов».

«В Интернете действительно похоронено неимоверное количестводенег. Интернет-бизнес – это что-то из области подросткового секса – все хотятим заниматься, но не знают как», – вызвал волну хохота в зале продюсеркомпании «613» Михаил Зоненашвили.

«Столкнувшись с отказом, стартаперы думают: инвесторыидиоты, раз не дают денег под блестящую идею. И собираются в кажущуюсяинвестиционным раем Кремниевую долину. А инвесторы начинают считать, чтоидиотами являются стартаперы, приходящие с сырыми идеями и командами, гдезаложен потенциальный конфликт. В результате все идиоты, только у одних естьденьги, а у других - нет», – заключает Михаил Зоненашвили.

«Конечно, иногда бывает интересно послушать про очереднойвечный двигатель», – подшучивает Любовь Симонова, и уже всерьез рекомендуетперед запуском бизнес-проекта проводить глубокий анализ рынка, конкурентнойсреды, очень важно иметь качественный, хорошо проработанный бизнес-план. Секретбизнес-проекта, способного заинтересовать инвестора, складывается из несколькихсоставляющих. Во-первых, автору бизнес-идеи стоит четко ориентироваться насоздание прибыльного бизнеса, а не «некоего проекта». Во-вторых, команда должнанабираться не из школьных приятелей, а состоять из профессионалов своего дела.

«Нет ничего хуже проблем в команде, разногласий, – согласенМихаил Зоненашвили. – Если наемного плохого программиста можно уволить и взятьнового, то плохого программиста-партнера придется не только терпеть, но иприслушиваться к его мнению».

Важен и бизнес-план: предпринимателю четкий план позволитпонять, что он упустил; а инвестор оценит адекватность и «наглость» стартапера.И, главное, построение бизнеса зависит от умения не просто рассказать, а именнодоказать: автор идеи знает ответы на вопросы «Зачем создается проект?», «Как мыэто сделаем?» и «На чем мы сможем зарабатывать?».

Что же касается финансовой составляющей, то, по словамэксперта, это всегда «черная дыра». И на самой ранней стадии стоит рассчитыватьв большей степени на дружеские займы родственников и знакомых.

Впрочем, бизнес-ангелы и венчурные фонды продолжают изучатьстопки предложенных на рассмотрение бизнес-проектов, а стартаперы встают вочередь за «дорогими» инвестициями. «Самое главное при общении с инвестором –это достичь доверия, – уверен Михаил Зоненашвили. – А это не легко. Уинвесторов приходят просить денег сотни людей, и нужно сделать так, чтобыбизнес-ангел поверил именно в ваш проект». В свою очередь, как отмечаетэксперт, у потенциального инвестора всегда возникает закономерный вопрос: еслиидея отличная и действительно способна принести хорошую прибыль, почемуначинающий предприниматель идет за дорогими деньгами (как правило, это грозитпотерей 40-70%-ной доли в капитале компании), а не обратится в банк закредитом? После короткой паузы Михаил Зоненашвилли сам ответил на заданныйвопрос: «Кредитные деньги нужно возвращать».

Конечно, есть и еще один путь: продать свой проект крупнойхолдинговой структуре. «Продавайте свою идею и идите в офисное рабство», –«напутствовал» предпринимателей Михаил Зоненашвили.

Возможно, некоторым из собравшихся начинающихпредпринимателей лекция могла показаться скучной, а высказанные экспертамирекомендации – очевидными банальностями, но все же именно эти ошибки, какпресловутые грабли, преграждают путь большому числу перспективных проектов.

Основной интерес собравшихся на мероприятии был, разумеется,прикован к подробному разбору трех работающих проектов: страхового сервиса(iStrahovka.ru), трансляции игрового видео Cybergame.tv и площадки длявзаимодействия молодых художников и ценителей искусства ArtDate.su.

Первым был представлен проект Национальнойавтоматизированной страховой системы – SaaS-решение длястраховых компаний, свободных агентов и брокеров, позволяющее автоматизироватьсделки в режиме on-line. Интересен проект в первую очередь тем, что даетвозможность не только рассчитать стоимость страховки в нескольких компаниях ивыбрать наиболее подходящий вариант, но и дистанционно приобрести страховойполис – более того, это обойдется на 10% дешевле, нежели в офисе страховойкомпании. С помощью ресурса страховые компании смогут вести учет клиентов иденежных потоков, контроль агентов и, конечно, привлекать новых покупателей.Сервис находится в стадии запуска, и пока позволяет рассчитать только стоимостькоробочных страховых продуктов. Разработчики сайта планируют в первое времясконцентрироваться на продаже полисов автострахования, а затем расширитьвозможности портала. Актуальность проекта докладчик обусловил отсутствием умногих страховых компаний электронного документооборота, качественногоуниверсального калькулятора. По его подсчетам, страховые компании ежегоднотеряют на этом 500 млн. долларов. На данный момент в проект, которыйразрабатывается полтора года, уже вложено порядка 300 тыс. долларов.Зарабатывать разработчики сайта рассчитывают на платной подписке дляпользователей. В данный момент НАСС ищет инвестора, чтобы завершить все работыпо разработке сервисов и начать продажи страховых полисов.

В процессе обсуждения был высказан ряд верных критическихзамечаний, однако тест на жизнеспособность НАСС прошел. Любовь Симонова посоветоваларазработчикам ресурса внимательнее присмотреться к рынку b2b-услуг (страхованиегрузов и т.д.), а также рекомендовала обратиться с заявкой в венчурный фондRuna Capital, партнеры Greenfield Feedback из «Студии трейлеров» дали обещаниебесплатно разработать для iStrahovka.ru 30-секундный демонстрационный ролик.

Следующим проектом, вынесенным на обсуждение, сталорусскоязычное киберспортивное телевидение Cybergame.tv. Это экспериментальныйпроект, позволяющий пользователям популярных онлайн-игр (World Of Warcraft,Counter-Strike и др.) «стримить», то есть проводить трансляции и делать записиигры. После регистрации пользователям сервиса бесплатно предоставляютpremium-функционал: геймерам – возможность транслировать запись игры сзадержкой; зрителям – просматривать видео в наивысшем качестве. Разработкапортала, позволяющего геймерам похвастаться своим мастерством и узнатьпоследние новости игровой индустрии, началась прошлым летом, а первыетрансляции проект запустил в конце сентября 2010 года. За минувшее время былрасширен список игр, которые можно транслировать, а два месяца назадпользователи Cybergame.tv получили возможность заранее формировать сеткувещания. Сейчас Cybergame.tv ежедневно собирает аудиторию в 1000 человек, приэтом проект целит на глобальный рынок: из прямых конкурентов пока есть толькоодин австрийский сайт, аудитория которого уже исчисляется 300 000 человек.

Наибольшие сомнения у экспертов и сообщества вызвала оценкаобъемов рынка. Да и молодая аудитория не всегда рождает платежеспособный спрос.Возможно, поэтому Cybergame.tv планируют монетизироваться за счет показарекламы, партнерства с издателями и разработчиками игр, открытия брендированныхканалов для команд геймеров-профи. Помимо вопросов привлечения аудиторииэксперты посоветовали создателям сайта продумать вопросы модерации, котораяпока строится на доверии.

Завершающей стала презентациясоциальной платформы для художников и коллекционеров ArtDate.su – это площадка, на котороймолодые художники, еще не доросшие до собственных выставок, могут представитьна всеобщее обозрение оцифрованные версии своих полотен, а коллекционеры ипростые ценители искусства – искать картины по параметрам: таким какжанр, цена, размер и даже цветовая гамма. Ценители искусства смогут загружатьпонравившиеся полотна в «просмотровую», чтобы представить, как они будутсмотреться в определенном интерьере. Пока на ресурсе содержатся лишьдемонстрационные изображения, позаимствованные у именитых российских художниковXIX века. В будущем ресурсбудет адресован также фотографам и дизайнерам, создающим интересные графическиеизображения. ArtDate станет локализованной версией проекта, запущенногоодним из создателей сервиса в США, и планирует зарабатывать на комиссии спродажи полотен.

Многие эксперты сказали: «Нет» сервису в существующем виде.Издатель журнала об искусстве, оказавшийся на мероприятии, раскритиковалкоманду ArtDate за практически полное отсутствие необходимого опыта варт-бизнесе. А Любовь Симонова рекомендовала не ориентироваться на аудиториюмолодых художников-студентов профильных училищ. По мнению экспертов, ArtDateстоило начать с раскрутки группы в Facebook, где бы публиковались скриншотыновых, доступных к продаже, полотен. А затем, набрав контент и аудиторию,перенести все это на собственный сайт. Похоже, этот совет профессиональногосообщества был услышан разработчиками сайта.

Стоит добавить, что помимо ежемесячного разбора полетов дляначинающих предпринимателей раз в две недели устраиваются посиделки, где вформате мозгового штурма разрабатываются перспективные бизнес-идеи, а раз вквартал проходят «рабочие выходные», цель которых – собрать вокруг идеи командуи сделать первый шаг к ее реализации. Приятно, что среди стартаперов не толькомосквичи и питерцы. Организаторы вспоминают энтузиастов, приезжавших законсультацией из Екатеринбурга. И неудивительно, ведь подобные мероприятия даютначинающим предпринимателям отличную возможность протестировать бизнес-модельзадуманного проекта, поучиться на чужом опыте и ошибках, а также завестиполезные деловые контакты. Следующий Greenfield Feedback пройдет уже в апреле.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Самаре? Подпишись на нашу почтовую рассылку