Правительство РФ расширило список технически сложных товаров, покупатели которых имеют только 15 дней на то, чтобы в случае обнаружения недостатков вернуть деньги или обменять покупку на товар надлежащего качества. Эксперты считают, что изменение пролоббировали крупные торговые сети.
В перечень товаров, сроки возврата и обмена которых ограничены 15 днями, теперь включены посудомоечные машины, электрические плиты, мониторы, игровые приставки и ряд других крупных и малых бытовых приборов, а также легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты. Кроме того, в перечне фигурируют цифровая фото- и видеотехника, «оборудование навигации и беспроводной связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями» – под данное определение подпадают многие смартфоны, планшеты и автомобильные навигаторы.
Фактически к технически сложным товарам (ТСТ) отнесено 80 процентов бытовой техники. Ранее действующая редакция перечня относила к сложным технически товарам примерно треть бытовой техники. В отношении товаров, не входящих в перечень технически сложных, закон не ограничивает срок возврата и обмена.
Как пояснил член совета Союза потребителей РФ Илья Чернышев, особенно стоит обратить внимание на то, что перечень дополнен таким пунктом, как оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. «Таким образом, гаджеты и мобильные телефоны с сенсорным дисплеем вернуть теперь можно по истечении 15 дней лишь в том случае, если недостатки, проявившиеся после покупки, будут существенными. К сожалению, это определение в каждом конкретном случае может вызвать спор между потребителей и продавцом», – считает Илья Чернышев.
У понятия «существенный недостаток» есть четкие критерии, объясняет президент Ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук. Его должна устанавливать экспертиза. «Существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без соразмерных расходов или затрат времени, или который повторяется вновь. То есть, например, лопнул корпус стиральной машины. Его варить нельзя, ничего нельзя, надо только менять. То есть существенный недостаток просто так не устраняется. Это не просто нам кажется, что он существенный, какая-то там подсветка перегорела, нет, у существенного недостатка есть четкое определение», – пояснил Александр Онищук.
Под существенным недостатком законодатель понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Такая формулировка создает сложности в защите потребителем своих прав.
«В нашей практике были случаи, когда суд не усматривал в недостатке существенности по признаку неоднократности, обосновывая это тем, что недостаток может быть легко устраним. Вместе с тем, если представить ситуацию, когда у злополучного сенсорного мобильного телефона ломается сначала одна деталь, затем другая, затем третья, то все, на что может рассчитывать потребитель – безвозмездное устранение недостатков», – отмечает Илья Чернышев.
По его мнению, такие изменения выгодны продавцам. Очевидно, что внесенные в законодательство изменения объясняются лоббированием со стороны крупных торговых сетей по продаже электроники. Принятые же новые формулировки настолько размыты, что уже вызвали споры у экспертов в сфере защиты прав потребителей. Как сложится судебная практика будет ясно в течение полугода.
Новые правила приведут к значительным затруднениям, которые будут испытывать миллионы российских потребителей с обменом или возвратом некачественной бытовой техники, соглашаются специалисты ООО «Центр по защите прав». Теперь потребителю по истечении 15 дней после покупки товара и выявления в нем недостатка, не относящегося к существенным, придется ждать ремонта, максимальный срок которого должен составлять 45 дней.
В результате, возрастет количество конфликтных ситуаций, связанных с продажей низкокачественной техники. Увеличится нагрузка на сервисные центры и, следовательно, увеличатся сроки ремонта и очереди. Все это создаст дополнительную напряженность в отношения между потребителями, продавцами и производителями.