
• Первые деньги я заработал лет в 13. Это время, когда за окном были 90-е годы – разгул звериного капитализма. Как раз тогда мы с ребятами со двора решили заработать денег. После недолгих раздумий мы нашли способ – отправились продавать газеты на улице. Газеты у нас покупали, соответственно, была и прибыль. Пару раз мы даже становились жертвами местного рэкета: у нас пытались отобрать выручку, а порой это были немалые суммы.
• С первого заработка я купил себе видеокассеты с фильмами или музыкой, точно не помню. Остальные деньги мы с ребятами пропили в местном киоске. (Смеется.) Нам стало интересно узнать, что же такое алкоголь, которого никогда не пробовали, а тут появилась такая возможность. Мы купили несколько бутылок портвейна и «раздавили» их где-то во дворе. (Смеется.) Так что мои первые деньги связаны не только с первыми покупками, но еще и с первым алкоголем. Мы заработали денег, на что-то их потратили и еще и отметили. (Смеется.)
• Я не могу сказать, что у меня была какая-то мажорская семья, а я был гипер-мажором. В принципе, родители всегда зарабатывали какие-то деньги, и самое интересное, что у них всегда был раздельный бюджет. Когда же заходили разговоры по поводу карманных денег для детей, то их всегда выдавалось немного и едва хватало на то, чтобы купить себе какую-нибудь жвачку. На все остальное приходилось зарабатывать самостоятельно. Не было такого, что родители учили меня хранить-собирать деньги или расходовать их исключительно правильно. Моя мама всегда любила тратить деньги: если что-то очень хочется купить, то это нужно делать и не жалеть денег. Этого принципа я придерживаюсь до сих пор и считаю, что это правильно.
• У меня не было недосягаемой детской мечты. Все мечты, как правило, реализовывались. Однажды я увидел в магазине синтезатор. Несмотря на то, что он был детский, в нем все было по-настоящему, было много интересных звуков. Я начал уговаривать родителей купить его. Папа отнесся к этому не очень позитивно, а мама все-таки смягчилась и чуть ли ни на всю зарплату или отложенные деньги купила мне его. И это было счастье.
• Когда ты начинаешь какое-то дело, какую-то новую игру, бывает трудно. Одной из таких игр была группа, в которой я играл когда-то. И когда все это начиналось, у нас не было ничего: ни денег, ни связей, был только энтузиазм.
• Представление о том, что у продюсера должен быть мешок денег, которые он сразу начнет на тебя тратить, неверно. Это такой же человек, только с огромным количеством энтузиазма. Когда мы только приехали в Москву и стали знакомиться с разными людьми, то наткнулись на продюсера таких групп, как «Мумий тролль» и «Земфира» Леонида Бурлакова, который к тому времени сидел несколько лет без особо больших денег и занимался какими-то сомнительными проектами. Тогда он сказал нам: «Ребята, у нас нет ничего, но есть любовь к музыке, энтузиазм, мы верим в то, что мы делаем. Так давайте поиграем в эту игру». Мы начали в эту игру играть. И, как ни странно, сработала такая штука, что когда мы начали мечтать, все наши мечты начали реализовываться.
Еще до того, как мы поехали в Москву, все основные моменты, например такие, как выступление в «Олимпийском», уже были прописаны мной. Я рисовал эти картинке не только в голове, но и в тетрадке. Я просто любил мечтать. В Москве мы начали мечтать уже по-крупному. Мы подумали, сколько денег нужно на первый клип, и каким-то образом эти деньги начали у нас появляться. Я называю это волшебством в реальности. Когда ты о чем-то правильно мечтаешь, искренне и от чистого сердца, ты это получаешь. Не всегда сразу, но неизбежно. А потом ты к этому просто приговорен. То есть, сначала ты начинаешь играть в игру, а потом игра уже сама начинает разворачиваться вокруг тебя.
• Я не совсем понимаю, что такое звездная болезнь. Наверное, это какое-то высокомерное поведение... У меня был очень короткий период, когда мне нравилось играть в рок-звезду. Я одевал всяческие наряды, лакированные ботинки, ремни с массивными пряжками, темные очки, ездил в дорогих авто. Так продолжалось пару месяцев. Но потом я понял, что за этим ничего не стоит и это просто клоунада. Внешняя атрибутика не сделает из тебя звезду. Твой характер, твои личностные качества, поступки и все, что ты делаешь в смысле музыки, делают из тебя того, кто ты есть.
• Любой уважающий себя музыкант никогда не будет экономить на инструментах. Мне больше повезло, мой инструмент – это мой голос, его покупать не надо. (Смеется.) Но я считаю, что купить себе тот инструмент, о котором ты мечтаешь – залог успеха. Поэтому на гитары я никогда не скупился. Последняя моя покупка – это гитара 1966 года Fender Mustang, который я давно хотел и совершенно неожиданно зашел на e-bay и заказал. Никогда нельзя говорить: «Ой, ну вот мне немного не хватило на ту гитару, которую я хотел, ну и ладно, и такая сойдет». Как это сойдет? Например, ты любишь девушку, но смелости к ней подойти не хватает, ты же не говоришь себе: «Ну, наверно, я лучше предпочту ее подружку. Пусть она не такая красивая, но тоже ничего». Здесь не должно быть компромиссов. Ты просто приходишь и берешь свое.
• Очень часто бывают ситуации, когда мне предлагают немалые деньги за выступления, но сейчас я четко фильтрую, за что я возьмусь, а за что нет. Бывают предложения, которые физически вытянуть очень сложно. Например, тебе говорят, что после концерта ты прилетаешь в Москву и уже через час летишь на следующий концерт. Если поначалу я соглашался на такие вещи, то сейчас я понимаю, что каким бы здоровым и молодым я ни был, мой комфорт и мое здоровье дороже любых денег.
У меня было много было примеров, когда мои друзья пытались заработать кучу денег. И когда я спрашивал у них: «Зачем тебе миллион долларов?», никто не мог четко ответить. Все просто хотели спустить эти деньги. Я считаю, что деньги – это все-таки средство, а не самоцель и они ценны тогда, когда они нужны тебе на реализацию твоих мыслей и планов.
• Есть бедность, и есть банкротство. Это две совершенно разные вещи. Бедность – это вечное состояние, и человеку, который пребывает в бедности, очень сложно перейти на какую-то другую ступень своего существования. А банкротство случается со всеми, и это состояние временное. Я убежден, что твое отношение к деньгам – это игра, и если ты играешь в игру бедность, то есть стремишься экономить на всем, в том числе и на на себе, то это начинает работать против тебя. Когда нужно расписать бюджет – это одно, но порой у некоторых это происходит автоматически. Даже если у тебя мало денег, но ты заходишь в рестораны, примеряешь дорогие вещи и иногда позволяешь себе что-то из этого приобрести, то деньги начинают тебя любить и приходить к тебе откуда ни возьмись. Даже когда у меня очень ограниченный финансовый поток, то я стараюсь не играть в игру бедность, я не экономлю. Если остались последние деньги, я иду в какое-нибудь в хорошие место, приглашаю друзей. Я знаю, что деньги закончатся, но это будет завтра, а я живу сегодня. И, как ни странно, завтра появляется какое-то решение финансовой проблемы. А если ты постоянно экономишь, то денег становится все меньше и меньше.
• В банках мне больше всего нравится сервис. Не знаю насчет надежности у нас в России – это понятие достаточно призрачное. Для меня банк – это точность, и если она есть, мне это нравится. Недавно я завел карточку в одном из банков. Мне нужно было в сжатые сроки получить карту и загрузить на нее деньги. Когда я позвонил в банк, оказалась, что там работает круглосуточная служба, а это значит, что я могу решить вопросы в любое время, и это стало решающим в моем выборе.
• Из современных банковских продуктов я пользуюсь только карточками. Еще, на мой взгляд, очень удобны способы оплаты через систему WebMoney. Это очень полезная вещь.
• (Смеется.) Конечно же, наличные деньги лучше всего. Я считаю, что то, что твое – оно в руках. Карточки удобны, но с точки зрения надежности у меня сохранилось совковое убеждение, что наличные круче.
• Я никогда не ношу кошелек, на мой взгляд, это не надежно. Я ношу деньги в более надежных местах, откуда их невозможно вытащить. (Смеется.) Я кладу деньги в книжку, которую ношу с собой в сумке.
• Не нужно относиться к деньгам очень серьезно – это просто атрибут. Нужно все-таки подумать, зачем тебе нужны деньги, нарисовать себе картинку того, что ты хочешь и расслабиться по поводу конкретной суммы и способа ее зарабатывания. Очень часто какие-то шансы в жизни приходят именно тогда, когда ты отпускаешь ситуацию.