Бизнес Платежным терминалам советуют отменить комиссии

Платежным терминалам советуют отменить комиссии

Роспотребнадзор недоволен слишком высокими комиссиями в терминалах моментальных платежей и предлагает полностью отменить комиссионные отчисления для потребителей, перенеся финансовую нагрузку на поставщиков услуг...

Роспотребнадзор недоволен слишком высокими комиссиями в терминалах моментальных платежей и предлагает полностью отменить комиссионные отчисления для потребителей, перенеся финансовую нагрузку на поставщиков услуг.

За последние пять-шесть лет размер комиссии, выставляемой терминалами моментальной оплаты, возрос с 3% до 8%, подсчитала Национальная ассоциация участников электронной торговли. Согласно полученным данным, на сегодняшний день только 43% терминалов в России работают без комиссионных сборов. Совсем ничтожная часть терминалов берет за свои услуги до 2,99% и 4,99%. Остальные терминалы обслуживают по высоким расценкам – до 8%.

Данные исследования подтверждают и операторы рынка моментальных платежей. Как уточнила PR-директор группы QIWI Александра Высочкина, сейчас по сети терминалов (в России под брендом QIWI работает более 120 000 автоматов) средний размер комиссии составляет 7-8%.

Сервисами мгновенной оплаты пользуются многие самарцы. Разветвленная сеть терминалов и возможность практически круглосуточно оплачивать связь, услуги ЖКХ, банковские услуги, налоги и прочие повседневные нужды, безусловно, удобна. А за удобство нужно платить. С одной стороны, это действительно так. Как пояснили в пресс-службе банка ВТБ24, традиционно через сети терминалы сторонних компаний погашаются микро-займы или экспресс-кредиты, а также их используют те банки, которые не имеют собственную разветвленную сеть отделений и банкоматов.

Однако в последние годы размер комиссий в платежных терминалах уже не раз становится предметом острых дискуссий. «Растет арендная плата под установку терминалов (в ряде регионов стоимость площадей под аренду выросла с 2006 года на 200%), влияют законодательные требования по фискализации терминалов», – комментирует Александра Высочкина. В 2010 году был принят федеральный закон, согласно которому все небанковские терминалы должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой. Расходы по закупке и обслуживанию техники легли на владельцев терминалов. «Владельцам платежных терминалов, в пользу которых собирается комиссия с плательщиков, приходится нести затраты на аренду, закупку расходных материалов, обслуживание, а также уплату налогов», – добавляет Александра Высочкина.

С другой стороны, комиссии терминалов ударяют по кошельку плательщиков. Особенно болезненны такие комиссии для потребителей, которые вносят небольшие суммы. Если суммировать, к примеру, все комиссии за оплату сотовой связи в месяц, то на них можно было бы разговаривать еще месяц. Но именно оплата мобильной связи остается самой популярной услугой, оплачиваемой через терминальные сети. Однако ее объем в общем обороте платежных систем существенно сократился, сообщает представитель группы QIWI. «Если в 2008 году этот показатель был равен 98%, то в 2011 году он составил 66% оборота. Впрочем, в абсолютных величинах динамика роста оборота платежей за сотовую связь положительна», – говорит Александра Высочкина.

Конечно, размер вознаграждения варьируется в зависимости от типа платежа. На менее распространенные и более дорогостоящие услуги комиссии ниже. При этом законодательно ограничена только максимальная сумма в 15 тысяч рублей, которую имеют право принимать терминалы, но не размер комиссии.

При этом терминальные сети получают вознаграждение и от поставщиков услуг. Именно на этой особенности акцентируют внимание представители Роспотребнадзора. На протяжении уже нескольких лет Роспотребнадзор ратует за запрет взимать вознаграждение и с конечных потребителей. По заключению ведомства, финансовая нагрузка при оплате услуг через платежные терминалы должна ложиться на поставщиков и конечных получателей платежей – операторов сотовой связи и Интернета, коммунальные службы, транспортные компании, туроператоров. «Уплата комиссий посредникам противоречит сути закона «О защите прав потребителей», который подразумевает прямые отношения между гражданами и организациями, предоставляющими услуги», – считает заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина.

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что как бы не логично было перекладывать заботу о «терминальщиках» на плечи поставщиков услуг, инициатива Роспотребнадзора вряд ли осуществима. К примеру, по данным QIWI, агентское вознаграждение, выплачиваемое провайдерами услуг, не покрывают всех расходов. Особенно это касается тех терминалов, которые установлены в глубинке, и не отличаются высокой частотой использования или большими суммами платежа. «К тому же провайдеры сотовой связи в прошлом году существенно снизили вознаграждение: с 1% до 0,1%. В случае, если инициатива Роспотребнадзора будет принята, значительная часть терминалов вынужденно закроется», – считает Александра Высочкина.

«С одной стороны, отмена комиссий привлечет больше клиентов к оплате кредитов через терминалы различных платежных систем, – говорит начальник управления альтернативной дистрибуции Банка Хоум Кредит Артем Попов. – С другой стороны, если банки пойдут путем расширения собственных терминальных сетей, то они могут со временем совсем отказаться от услуг посредников в данном процессе».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Избавьтесь от этих бездельников!» Журналист из Тольятти сравнил дороги автограда и Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления