Бизнес Анатолий Волошин, председатель правления «Эл Банка»: «Если последние 10 лет золото дорожало примерно на 25-30% в год, то сейчас цены зафиксированы»

Анатолий Волошин, председатель правления «Эл Банка»: «Если последние 10 лет золото дорожало примерно на 25-30% в год, то сейчас цены зафиксированы»

Какие тенденции сегодня присутствуют на региональном банковском рынке? Что происходит на рынке валют и почему золото не растет в цене? На эти и другие вопросы в интервью сайту Dengi63 рубрике «Эксперт Клуб» ответил председатель правления «Эл Банка» Анатолий Волошин.

– Анатолий Парфирьевич, одна из «горячих» тем сегодня – ситуация на валютном рынке. Как вы оцените происходящие события их перспективы?

– Финансовая война, которая идет сейчас между США и Европой с перепадами то в одну, то в другую сторону ведет к тому, что США продолжают печатать доллары. Цель – заставить людей покупать американскую валюту и внушить, что она самая надежная. Таким образом, США «раскачивают» экономику таких стран, как Греция, Испания, Италия, Франция, Германия. Для этого сегодня у Америки есть все возможности и механизмы. В частности, все крупнейшие рейтинговые агентства – американские. Вспомните, когда агентство «S&P» понизило рейтинг США, на следующий день глава этого агентства был уволен. США сейчас серьезно заняты этим вопросом. Снижение цен на нефть, которое дестабилизировало ситуацию на валютном рынке, скорее временное отвлечение на Россию. Попытка «уронить» цены на нефть привела к определенному скачку стоимости доллара (еще рост цен на американскую валюту может быть связан со значительным оттоком капитала из страны). Сейчас ситуация стабилизировалась, цены на валюту остановились. Я думаю, что пока ждать «просадки» нефти в цене не стоит, а соответственно и резких изменений на валютном рынке. Кроме того, сдерживающим фактором цен на доллар в России служит и попытка правительства страны удержать инфляцию на уровне 5-6% годовых. Учитывая, что удорожание тарифов ЖКХ перенесено с января на июль, а из-за засухи и неурожая в этом году ожидается рост цен на сельхозпродукцию, то роста доллара допускать нельзя, так как это провалит планы относительно сдерживания инфляции. Поэтому пока изменений на валютном рынке не предвидится, а стоимость доллара вновь будет стремиться к 30 рублям.

– А как обстоит сейчас ситуация на рынке драгметаллов, в частности что происходит с ценами на золото?

– Золото это не биржевой товар. Оно не продается на бирже, на него просто устанавливается цена. Если последние 10 лет золото дорожало примерно на 25-30% в год, то сейчас цены зафиксировали на уровне 1590-1600 долларов США за унцию. Хотя многие аналитики предсказывали, что в этом году цена на золото будет в районе 2000 долларов за унцию. Я уверен, что ситуация со сдерживанием цен на золото создана искусственно, для того чтобы подстегнуть спрос на доллар. Сколько еще цены будут сдерживаться, сказать сложно.

– Известно, что у вас совместно с партнерами есть бизнес по добыче золота в Якутии – ОАО «Голд Индигир Груп». Какие планы у вас по его развитию?

– Я принял решение, что буду выходить из этого бизнеса, поэтому планов по его развитию у меня нет. Я уже объявил об этом и либо буду делить этот «золотой проект» со своими компаньонами, либо продавать свою долю. Сейчас переговоры по этому поводу уже практически начались.

– Сейчас вы продолжаете следить за деятельностью «Фиа Банка», которому отдали внушительную часть своей карьеры или этот проект для вас окончательно закрыт?

– Проект для меня закрыт. Я слежу за работой ФИА Банка так же, как и за другими, в силу того что я работаю в банковской системе и должен быть в курсе того, что происходит на банковском рынке Самарской области.

– Ваш новый проект «Эл Банк» относится к категории некрупных региональных банков. Каково ваше мнение по поводу требования ЦБ РФ к увеличению уставного капитала банков? Смогут ли мелкие игроки выдержать это требование?

– В 2009 году экс-министр финансов России Алексей Кудрин сделал заявление о том, что к 2015 году все банки должны увеличить капитал до 1 млрд рублей. Обязательное требование к уставному капиталу для банков в 30 млн долларов, то есть как раз 1 млрд рублей, сейчас имеет всего одна страна в мире – это Пакистан. Поэтому если наша страна хочет стать Пакистаном, то тогда нужно было бы принять эту инициативу. Благо, решение не поддержали. Сегодня в России всего 300 банков из 1000 имеют уставной капитал размером больше 1 млрд рублей. В тоже время есть регионы, где местных банков нет вообще, и есть города, где нет ни одного банковского отделения. Например, в Самарской области есть город Октябрьск, который находится в 25 километрах от Сызрани, сейчас в нем нет ни одного банковского отделения. Недавно там закрыли последнее отделение Сбербанка и теперь все жители ездят за банковскими услугами в Сызрань на автобусе. Поэтому если руководствоваться предложением Кудрина и закрыть оставшиеся 700 банков в России, то, наверно, полстраны останется без банковских услуг. Я думаю, что за этим стояла задача уничтожить банки, потому что увеличить уставной капитал до 1 млрд рублей к 2015 году – невыполнимое условие. Такую сумму невозможно набрать только за счет доходов кредитного учреждения: владельцу нужно было бы либо с кем-то объединяться, либо продавать банк иностранным структурам, что, кстати, становится реальным в условиях ВТО. Тогда все банки, кроме государственных, могут оказаться выкупленными иностранцами. Я наблюдал такое явление в Чехии, когда банковская система была куплена европейскими кредитными структурами. И в этих условиях было введено кредитование только торговых операций, кредитов на развитие производства не выдавалось, а это означает крах промышленности и малого бизнеса, а следовательно, и всей экономики. Поэтому заявление об увеличении уставного капитала банков до 1 млрд рублей – это попытка развалить страну. Сейчас правительство заверяют, что законы, касающиеся требований к уставному капиталу банков, пересматривать не будут. С 1 января 2012 года минимальный размер капитала российских банков должен составлять не менее 180 млн рублей, а 1 января 2015 года 300 млн рублей. На мой взгляд, 300 млн рублей это реальная цифра для роста. Если на 1 января 2012 года в стране сохранились все банки, то на последующие три года для них это реальная задача.

– Какой сейчас по размеру уставной капитал «Эл Банка»?

– 290 млн рублей. Сейчас мы увеличиваем капитал еще на 30 млн рублей. Соответствующие документы уже готовятся. До конца года уставной капитал банка будет составлять более 400 млн рублей.

– Как вы считаете какие преимущества есть у региональных игроков перед федеральными?

– Во-первых, огромная масса людей и компаний во время кризиса существенно испортила себе кредитные истории. Сегодня ни один федеральный банк не выдает им кредит, даже их детям и родственникам (хотя этот заемщик, пусть с просрочками, но пережил кризис). Региональный же банк может индивидуально подойти к своему клиенту. Получив новый кредит клиент не только продолжает развиваться, но и восстанавливает свою кредитную историю. Во-вторых, любой малый бизнесиспытывает большие сложности с получением кредита в федеральном банке. Сколько бы федеральные банки ни говорили, что они кредитуют МСБ, это факт. Сначала клиент должен открыть бизнес, получить прибыль, а потом уже идти в федеральный банк. Кроме того, в крупном банке заявку на кредит отправляют на рассмотрение в головной офис, где решение по ней будет принимать специалист, который ничего не знает об этом клиенте. В итоге человек получит отказ. Маленькие региональные банки видят в заемщике конкретного человека, его проблему и его возможности. В-третьих, региональные банки – это конкуренция. Например, в прошлом году все федеральные банки пытались опустить ставки по депозитам до 4% годовых, в то время как региональные банки удерживали ставки на уровне 11%. В итоге крупные банки, потеряв часть клиентов, вернулись к ставкам 8-10%.

– Какие тенденции сегодня, по вашему мнению, есть на региональном банковском рынке?

– Если говорить о Тольятти, то экономическая жизнь здесь вернулась в свое русло. Сегодня востребованы кредиты и под создание новых предприятий, и под развитие сельского хозяйства. Это, безусловно, положительная тенденция. С другой стороны, есть и не очень хорошая тенденция. Сегодня в Тольятти практически не осталось местных банков. «Потенциал Банк» и «НТБ» стали федеральными, «Лада-Кредит» сворачивает деятельность, «Тольяттихимбанк» стал кэптивным, то есть, сейчас он работает только со своим учредителем. Таким образом, из десятка ранее существовавших в Тольятти десяти банков осталось всего три — «ФИА Банк», Банк АВБ и «Эл Банк».

– Те банки, которые стали федеральными потеряли часть клиентов из-за новых принципов работы?

– Однозначно. Когда банк становится федеральным к руководству приходит новая команда со своими методами управления, поэтому отток клиентов из этих банков есть. Те клиенты, которым нужно срочное решение по кредиту, кому нужно лично встретиться с председателем правления и часть простых вкладчиков перешла в другие региональные банки. Это заметно по тому, что региональные банки получили существенный приток прибыли.

– В этом году региональный банковский рынок потрясло сообщение об отравлении самарского банкира Дмитрия Пузикова. Были ли на вашей памяти подобные случаи?

– Я себе не представляю, как такая ситуация вообще возможна. Может быть, Самара отличается от Тольятти тем, что она старая, купеческая, и такие методы в ней сохранились еще со времен царской Руси. Сложно представить, что до сих пор существуют такие способы решения вопросов. Люди как-то более менее адаптировались к понятию заказное убийство – этим мало кого кого удивишь, но отравление … Я считаю, что это Средневековье.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления