Россияне теряют веру в возможность обеспечить достойную жизнь за счет честного труда. Перспектива стремительного карьерного роста в крупных компаниях и хорошая должность на госслужбе уже не кажутся заманчивыми. Все больше соотечественников надеются на внезапное получение наследства или удачный брак, выяснили социологи.
В октябре исследовательский холдинг «Ромир» поинтересовался у россиян, каким образом, по их мнению, можно в достаточно короткие сроки стать богатым человеком. Аналогичный вопрос задавался и семь лет назад, осенью 2005 года. По мнению исследователей, сравнение полученных в этом году результатов и данных семилетней давности дает богатую пищу для размышлений.
Почти треть россиян, отвечая на поставленный вопрос, уповают на получение щедрого наследства. А вот обогатиться за счет успешной карьеры в крупной компании надеются только 10% опрошенных. Социологи отмечают, что семь лет назад мечтающих об успешной карьере было больше – 17%. «Это несколько разрушает миф о том, что многие люди хотели бы работать в Газпроме или «Лукойле», РЖД или Роснефти, – говорит экономист, ведущий эксперт исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин. – Видимо, реальный опыт их знакомых, друзей или родственников, работающих в таких организациях, говорит о том, что быстрая карьера в крупных компаниях становится все менее вероятной».
По словам представителя кадрового холдинга АНКОР Татьяны Бережной, особенностью построения карьеры в современных крупных компаниях (особенно работающих в регионах), является то, что карьерный рост, как правило, происходит при переходе из одной компании в другую. «Времена, когда сотрудник получал повышение по выслуге лет в рамках одной крупной компании, уходят в историю, – говорит она. – Сегодня рост происходит при смене места работы, при этом средняя продолжительность работы в одной должности составляет не более пяти лет».
В кадровом агентстве отмечают еще одну яркую тенденцию: все чаще крупные компании уходят от структуры полного цикла деятельности и отдают неключевые функции на аутсорсинг, что отчасти препятствует карьерному и профессиональному росту сотрудников, которые работают в данных сферах.
Популярность госслужбы в качестве источника быстрого обогащения также, по-видимому, сильно преувеличена. Во всяком случае, судя по данным «Ромира», ее привлекательность в глазах россиян не только не возросла за последние семь лет, но даже снизилась – с 18% до 15% от общего числа опрошенных.
«Еще одно весьма популярное утверждение – о повальном охлаждении россиян к перспективам частного бизнеса – по всей вероятности, также относится скорее к области мифотворчества», – считает Игорь Березин. По его словам, сегодня каждый шестой респондент полагает, что, открывая собственное дело, можно быстро разбогатеть. Однако еще семь лет назад таких ответов было несколько меньше (на 2%).
Удачный брак как источник быстрого обогащения по-прежнему воспринимается каждым шестым участником исследования (17%). Интересно, что разница в выборе этого ответа между мужчинами и женщинами за прошедшие годы значительно сократилась – 15% среди мужчин и 25% среди женщин в 2005 году и 15% и 19% соответственно в 2012 году. «Нетрудно заметить, что снижение произошло только у представительниц слабого пола, – отмечает Игорь Березин. – Или женщины стали менее меркантильными, или за прошедшие семь лет они стали лучше зарабатывать».
Бесспорным лидером среди способов быстрого обогащения стало получение наследства. За него «проголосовало» чуть менее четверти участников исследования (23% против 17% в 2005 году). При этом у мужчин показатели выросли с 16% до 21%, у женщин – с 19% до 25%. А самые значительные показатели роста (с 18% до 26%) наблюдаются в возрастной группе старше 45 лет.
Социологи отмечают: если в 2005 году количество процентов по «активным» вариантам обогащения (работа в крупных компаниях или на госслужбе, создание собственного бизнеса) преобладало над «пассивными» (удачный брак, наследство) в соотношении 49% к 43%, то в сегодня наблюдается обратный перевес – 41% к 55%. «На мой взгляд, это говорит об усилении фатализма в отношениях россиян к богатству и значительном обесценивании личных трудовых усилий, которое произошло за семь лет», – поясняет Игорь Березин. На это время, по словам экономиста, как раз пришлись по три «богатых» и «бедных» года, и один (2009) – совсем тяжелый. За годы, прошедшие с момента аналогичного исследования, почти вдвое увеличилось число пессимистов, которые в принципе не видят возможностей для быстрого обогащения – с 8% до 15%.