Бизнес Владимир Рыжков, экс-директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group: «Увольнение Льва Хасиса из «Х5 Ритейл груп» стоило Михаилу Фридману потери половины стоимости компании»

Владимир Рыжков, экс-директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group: «Увольнение Льва Хасиса из «Х5 Ритейл груп» стоило Михаилу Фридману потери половины стоимости компании»

Имя Владимира Рыжкова прочно связано с Поволжским филиалом Х5 Reteil Grup – развитию продуктовых сетей этой компании он посвятил восемь лет, оказавшись в команде тех, кто развивал это направление в Самарской области одними из первых. Сегодня Владимир Рыжков открыто говорит о том, что его отношения с ритейлом закончились и относительно дальнейшей карьеры у него совсем другие планы. О прошлом, настоящем и будущем корреспондент сайта Dengi63 в рубрике “Эксперт Клуб” побеседлвал с экс-директором Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group Владимиром Рыжковым

– Владимир Александрович, после вашего ухода из X5 Retail Group вы какое-то время работали в сети «Магнит», однако после окончания вашего сотрудничества с этой компанией совсем пропали из вида. Чем вы занимаетесь сейчас?

– Сейчас я бы обозначил свой статус как фрилансер. И, если чуточку пофилософствовать, то «не пропал», а «нашел». Вы знаете, что самый ценный ресурс у человека – время. Ценный, потому что абсолютно невосполнимый. Пару лет назад я задумался о некоем балансе между тем временем, которое ты расходуешь на других и в интересах других, и тем временем, которое ты тратишь на себя и в своих целях. И получилось, что я работаю на других, живу интересами других, гораздо больше, чем своими. Мне кажется, то, в чем я существую сейчас, как организую жизненное пространство – попытка изменить баланс. Как то я был на одном дне рождения в Москве и меня сразило одно из поздравлений – «рад, что ты наконец добился в жизни того, что можешь сам себе ставить задачи»! Другими словами , «ты сам управляешь судьбой». Тешу себя надеждой, что этот тезис справедлив сегодня для меня. В настоящий момент я не занят ни в каком конкретном проекте и не занимаюсь поиском какой-то работы. Я сосредоточился на своих личных делах, много читаю и видимо поэтому много путешествую.

– А какая здесь связь, не скажете?

– У Марка Твена я вычитал, что «умирая мы будем жалеть о двух вещах. О том, что мало любили, и о том, что мало путешествовали». Про первое я и сам догадался, давно работаю в этом направлении... А за поездки спасибо гениальному писателю. На днях вернулся из Японии.

– Что интересного вы почерпнули в своем путешествии?

– О, Япония нас очаровала, как любимая женщина! Женщина, в которой ты обожаешь все, но сказать друзьям конкретно из-за чего ты сошел с ума не можешь. А Япония – это передовая экономика и архаичный бытовой уклад, заимствованная наука и культура, и невероятный патриотизм и коллективизм.

С другой стороны, лично для меня здесь произошло крушение нескольких мифов. Например, миф о Японии как суперкомпьютеризированной и высокотехнологичной стране. Оказалось, что не во всех гостиницах есть wi-fi, а есть, например, Internet-corners. В одном из отелей стояли настолько старые компьютеры, что тарахтели как тракторы, честное слово. Сидя за таким компьютером, ты отказываешься верить в то, что находишься в Японии. Второй миф был разрушен, когда за две недели в Японии ни в одном ресторане и ни в одном кафе не встретил в меню роллов. Есть суши, сашими, есть удон, есть мисо, но роллов там нет. Никто из японцев не подозревает, что весь остальной мир считает их фирменным японским блюдом. Впрочем, как и автомобиль «Toyota Land Cruiser 200», который мы ни разу не встретили на дорогах. Кстати удивительно, но в 15-миллионном Токио нет пробок. Для этого надо всего- навсего построить четырехуровневые эстакады на перекрестках.

Цветение кленов в Японии
– красивое время года,
уступающее только цветению сакуры

Следующее потрясение было связано с чайной церемонией. Я всегда думал, что чайная церемония это особый ритуал, связанный с традициями страны, философией. Но на практике оказалось, что ничего подобного и близко нет. На самом деле, вы садитесь на неудобные лавки, японка в кимоно достает чай, напоминающий по консистенции пыль, несколько раз разминает его пестиком и дает вам. Пить его почти невозможно, но приходится. Совершив акт самонасилия, вы выпиваете чай, неприлично громко прихлебывая (признак довольства) и отдаете чашку – все. Церемония окончена.

Ну и окончательно меня разочаровали гейши. Прочитав весьма неплохую книгу «Мемуары гейши», я был уверен, что гейша это суперинтеллектуальная, необычайно красивая и сверхобаятельная женщина. Она представлялась в таком сказочном ореоле, что казалось, что море обаяния и очарования исходит от нее в радиусе нескольких километров. В городе Киото, где находятся все семь японских школ гейш, было организовано представление для туристов, должны были выступать гейши. Но почему-то танцевала всего одна из них и она была настолько надменная, самовлюбленная и отстраненная, что представляла собой не очарование, а какое-то антиочарование.

Я думаю, что это связано и с высокими ожиданиями от Страны восходящего солнца. В общем, они оправдались. И если предоставится возможность, я бы съездил в Японию еще раз.

– В Японии вы заходили в продуктовые сети? Есть какие-то особенности в японских магазинах, которые вы отметили?

– Самое главное отличие состоит в том, что в японских магазинах продается очень много готовой еды. В небольших супермаркетах, типа нашей «Пятерочки», можно легко купить себе полноценный горячий обед. Здесь продают сосиски, пирожки, суп мисо. В автоматическом режиме все это можно разогреть. И уж совсем японская фишка – возможность купить горячие напитки, например, кофе, чай или сакэ, в таких же баночках, в которых у нас продают холодные напитки. То есть, там есть не только охлаждаемые витрины, но и горячие для напитков. Такого я нигде не видел.

– Хотелось бы вернуться к вашей карьере. Вы много лет проработали в сфере продуктового ритейла. Чем вас привлекла именно эта сфера?

– В этой сфере я оказался случайно. Я вообще никогда не думал, что буду работать в торговле. Не так давно считалось, что в торговле работают либо пьяницы, либо воры. Я занимался партийно-комсомольской деятельностью, работал в банковской сфере. В торговлю же меня пригласил Лев Хасис, с которым мы начинали работать еще в Автовазбанке. Он стал руководителем Торгового дома «Перекресток» и пригласил меня. Так я пришел в ритейл. И ни секунды не пожалел. Потому что в «нулевые» годы ритейл наряду со строительным бизнесом были основными драйверами развития экономики. Они показывали темпы прироста 50-70% в год. Такого не было ни в одной другой сфере. Кроме того в эту отрасль очень быстро проникли современные западные технологии. Если вы бываете заграницей, то согласитесь с тем, что наши продуктовые сети – лидеры – Х5, «Магнит», «О'Кей» и западные «Carrefour», «Tesco» или «Aldi» очень похожи друг на друга и по организации, и по использованию розничных технологий. И большой разницы вы не замените. Работать по современным стандартам было безумно интересно. Хотя и непросто – ведь надо было выстраивать сеть с нуля.

– Думаете ли вы о продолжении карьеры в направлении продуктового ритейла?

– Я уже полгода вне моего любимого ритейла. Я думаю, что это можно сравнить с воспитанием детей: ты воспитываешь, растишь ребенка, вкладываешься в него. Со временем он вырастает, у него возникают свои интересы и потребности, и ты провожаешь его дальше по жизни. Вы расстаетесь и потом у ребенка своя судьба, а у тебя своя. Наверное, сегодня у меня примерно тоже самое состояние. Мне кажется, что я уже очень много знаю в этой сфере, достаточно «вложился» в ритейл и мы должны расстаться. Из курса политэкономии я помню о так называемом законе перемены труда. Карл Маркс утверждал, что со временем работник должен обязательно менять сферу деятельности.

– Вы уже определили для себя круг интересов?

– Пока нет. Появляются мысли, но конкретики нет. Да и потом, я суеверный человек. «Хочешь насмешить Бога-расскажи ему о своих планах».

– Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что после ухода из «Х5 Retail Group» Льва Хасиса сеть теряет свои позиции. Вы согласны с этим? Что изменилось в компании после его ухода?

– Ответ очень простой. Первое, капитализация компании рухнула в два раза. Второе, в 2013 году «Магнит» опередит Х5 по выручке, отставая три года назад на 30%. Вот и все. Рынок и инвесторы оценивают менеджмент и бизнес-стратегию компании «Магнит» значительно выше, чем сегодняшнее управление в Х5. Складывается впечатление, что у компании нет четкой стратегии развития, она и ее менеджмент не понимают чем будут заниматься завтра. Инвесторы платят не за сегодня, а за будущее. Если «Магнит» активно развивается, то Х5 топчется на месте. Поверьте, я говорю об этом с болью в сердце, но получается, что уход Хасиса стоил собственникам Х5 половины акционерной стоимости компании.

– Сейчас вы продолжаете общаться с Львом Хасисом?

– Да, мы знакомы почти 20 лет и до сих пор , как мне кажется, дружим. Сейчас, так как Лев живет и работает в США и «джет-лаг» 10 часов, мы общаемся в основном по электронной почте. Например, недавно я поздравлял его с рождением дочери.

– Он не приглашал вас на работу в «Walmart»?

– Во-первых, у меня проблемы с языком, во-вторых, я не очень представляю себе как мои компетенции как руководителя региона могли бы пригодиться ему там. Из прежней команды он позвал с собой только одного человека – экс-коммерческого директора Х5 Екатерину Ишевскую. Сейчас она работает вице-президентом Walmart.

– Как вы думаете чем привлек владельцев «Walmart» Лев Хасис?

– В 2010 году Х5 и Walmart ожесточенно конкурировали за сеть магазинов «Копейка». И акционер «Копейки» долго думал кому продать сеть, так как предложения были почти равноценны. В конце концов все закончилось тем чем закончилось (в декабре 2010 года Х5 объявила о покупке сети «Копейка». – Прим. авт.). То обстоятельство, что Х5 в свое время смогла обойти Walmart было, на мой взгляд, одной из причин того, что компания пригласила Хасиса, когда он остался без работы. Этой сделкой он показал свою способность к решению сверхсложных вопросов, способность конкурировать с мировыми лидерами.

Ценность Льва Хасиса для зарубежной сети состоит еще и в том, что он хороший эксперт по совершению сделок M&A, так называемых слияний и поглощений, на которых строилась стратегия развития Х5. У остальных сетей был другой путь, например, развитие «Магнита» строилось через органический рост – покупку или аренду площадей. А Х5 научилась интегрировать сети и, наверное, делала это лучше всех в мире.

– Что вы считаете самым высоким достижением вашей команды за время работы в Х5 в Поволжском филиале?

– Скажу может быть банальность, но это лояльность покупателей. То, что самарские, пензенские, саратовские покупатели стали ходить в «Перекресток», «Карусель», «Пятерочку», а не в другие магазины. И голосовали не сердцем как на каких-то выборах, а рублем. Завоевать доверие покупателя и расположить его к себе очень сложно. А потерять – ума не надо.

– Какие продуктовые сети, из представленных сейчас в Самарской области, на ваш взгляд, наиболее перспективны сегодня?

– Я работал в Х5 и в «Магните», поэтому как вы думаете, какие сети я считаю перспективными? (смеется). Но, в каждой шутке есть доля шутки. Сейчас на самарском рынке только «Ашан» как-то может вмешивается в «битву гигантов». Все остальные далеко позади. И разрыв от двух лидеров и других участников рынка будет только расти.

– Как вы оцените емкость рынка ритейла в нашем регионе в настоящее время?

– Раньше я всегда говорил, что в Самаре ритейлерам есть где развернуться. Однако, сейчас Самара находится на пятом месте среди городов России по обеспеченности общими площадями торговых центров – на тысячу жителей здесь приходится 985 кв. м. торговых площадей. Лидером в этом списке является Краснодар. А вот Москва находится только на восьмом месте. Это говорит о том, что Самара плавно приближается к разумному насыщению рынка. Эти цифры подтверждает и снижение трафика торговых центров в городе. Например, с открытием ТЦ «Вива Ленд» и «Меги» поток покупателей начал что называется, размазываться как «масло по бутерброду» по торговым точкам. Поэтому я не исключаю, что через два-три года не все вновь построенные ТЦ будут рентабельными.

– Учитывая ваш многолетний опыт работы в продуктовом ритейле, какие отличительные особенности у покупателей в этом регионе?

– Особенность покупателей в Самаре в сравнении с другими регионами заключается в любви к современным форматам магазинов, к тому чтобы при осуществлении покупок им был обеспечен комфорт. Например, если в Саратове люди с удовольствием едут на открытый рынок, продуваемый всеми ветрами, и покупают картошку и огурцы на пять рублей дешевле с «земли», то самарцы, как правило, не будут экономить и пойдут в супермаркет.

– Какие направления торговли продуктами сейчас. на ваш взгляд, наиболее перспективны? Грубо говоря, за чем будущее торговли?

– Сейчас, на мой взгляд, очень интересный сегмент – это электронная коммерция, торговля через интернет. Если традиционная торговля по России по итогам прошлого года показала средний прирост 12%, то электронная торговля продуктами питания – 20%. Этот тренд присутствует во всем мире, особенно в США и развивающихся странах. Здесь прирост этого показателя составляет еще больше 40-50%. Думаю, что сегодня в правильном направлении двигаются те сети, которые начинают развивать именно этот сегмент рынка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления