Житель области отсудил у банка незаконно начисленные ему проценты за пользование кредитом и компенсацию морального вреда. По решению служителей Фемиды за недобросовестные действия КБ «Ренессанс капитал» должен выплатить заемщику более 50 тысяч рублей. По данным регионального Управления Роспотребнадзора изменение банками в одностороннем порядке процентных ставок за пользование кредитом по-прежнему одно из самых распространенных нарушений закона со стороны кредитных структур.
Общественная организация «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» обратилась в суд в интересах жителя губернии. Причина – конфликт заемщика с банком «Ренессанс Капитал» из-за удержания с него процентов за обслуживание кредита.
В исковом заявлении организация попросила признать кредитный договор с банком в части взыскания комиссий за обслуживание кредита недействительным и выплатить заемщику удержанные с него средства, а также компенсацию морального вреда, говорится в сообщении Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Заключение на иск "Союза защиты прав потребителей финансовых услуг", который рассматривался в мировом суде судебного участка №13 Кировского судебного района Самары выдало Управление Роспотребнадзора по Самарской области. Ведомство поддержало истца.
Рассмотрев материалы дела суд удовлетворил исковые требования организации и обязал взыскать с банка «Ренессанс Капитал» в пользу потребителя сумму оплаченных им комиссий в размере 36 472,5 рубля 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2,5 тысяч рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2231,7 рублей. Общая сумма взысканий составила 41204,2 рубля. По словам ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области Натальи Пантюхиной, изначально заемщик обратился в банк самостоятельно и попросил кредитную организацию урегулировать спор в досудебном порядке. Однако банк проигнорировал требование заемщика. В последствии и, представляющий интересы истца, "Союз защиты прав потребителей финансовых услуг" также обращался в кредитное учреждение с аналогичной просьбой. В связи с чем, за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя банк должен выплатить штраф в размере 10 301 рубль.
По словам Натальи Пантюхиной, в последнее время количество обращений с жалобами на действия банков, которые поступают в Управление растет. Только в сентябре 2013 года специалисты регионального ведомства принимали участие в разбирательстве по пяти искам. При этом наиболее проблемным является сектор потребительского кредитования. Здесь основными нарушениями по-прежнему остаются изменение процентных ставок за пользование кредитом в одностороннем порядке.
Отметим, что согласно законодательству, если возможность изменения процентной ставки по кредиту не прописана в договоре, то такие действия банков являются незаконными.
Если же банк требует от клиента оплатить проценты, не согласованные с ним, а также в случае если банк самостоятельно без уведомления клиента списывает сумму процентов с его счета, то заемщик вправе обратиться в суд с требованием об обратном взыскании удержанных с него без его согласия сумм, а также компенсации за неосновательное пользование чужими денежными средствами (со дня их списания до дня фактического возврата денег. – Прим. авт.).
Нарушением прав заемщика считается:
• навязанные услуги, например заключение договора страхования жизни, здоровья;
• включение в кредитный договор условия об ограничении подсудности;
• запрет досрочного возврата кредита в течение определенного времени, а также о взимании банком комиссии за досрочный возврат;
• изменение банком в одностороннем порядке в течение срока действия договора тарифов по оплате услуг банка.
В числе других нарушений – взимание платы за предоставление выписки об имеющихся у них задолженностях по кредиту и графика платежей. Как отмечают в Роспотребнадзоре, такие действия кредитных структур, навязывание дополнительных услуг и привлечение коллекторов к взысканию долгов противозаконны.
По словам Натальи Пантюхиной, как правило о возможной недобросовестной работе кредитных структур граждане узнают из СМИ.
Впрочем, по словам самих банкиров, зачастую жалобы их клиентов совершенно необоснованны, так как приходя в банк и подписывая договор на продукт или услугу, клиент не читает строки, прописанные мелким шрифтом или помеченные звездочкой. Кроме того, оформляя мелкие кредиты в точках продаж, покупатель зачастую принимает поспешное решение и соглашается с наименее выгодными условиями. Одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора, натыкаясь на разного рода «подводные камни» – скрытые комиссии, дополнительные платежи и другие сложности.
До подписания кредитного договора заемщику необходимо получить у сотрудников банка таблицу, в которой будут расписаны все разовые и ежемесячные платежи. Заемщик должен переспросить, должен ли он что-то платить помимо указанных в распечатке сумм, и только после этого подписывать внимательно прочитанный договор вместе с приложенной к нему схемой.
Фото: Фото с сайта Spec-naz.org