За смерть заемщика, которого невыплата долга по банковскому кредиту довела до суицида, для представителей банков и коллекторских агентств может быть введена уголовная ответственность. С соответствующей инициативой выступили народные избранники. Эксперты, привлеченные Dengi63 к обсуждению этой темы, говорят об абсурдности такого предложения.
Депутаты из фракции «Справедливая России» предлагают жестко наказывать кредитную организацию и профессиональных сборщиков долгов, если в процессе взыскания задолженности они довели человека до самоубийства.
Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. Согласно документу, предлагается внести поправки в УК РФ, которые предусматривают наказание для банков и коллекторов в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Автор документа, депутат Олег Михеев необходимость принятия законопроекта аргументирует тем, что в условиях растущей закредитовованности населения и тотальной финансовой неграмотности россияне берут кредиты под кабальные проценты, а затем не могут расплатиться с долгами и, не выдерживая угроз коллекторов, накладывают на себя руки. «Мы предлагаем создать механизмы, позволяющие в случае суицида из-за долговых проблем привлекать к уголовной ответственности по статье «Доведение до самоубийства» менеджеров, выдавших явно «безнадежный» займ, и коллекторские агентства, угрозами доведшие человека до последней степени отчаяния», – говорит Олег Михеев.
По мнению автора законодательной инициативы, методы «выбивания» кредитных долгов, чаще всего, оказываются направленными на выведение должника из психологического равновесия, чтобы таким образом исключить возможное законное сопротивление со стороны клиента банка.
В действующем Уголовном кодексе уже предусмотрена ответственность за доведение человека до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жесткого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Разработчик закона подчеркивает, что соответствующую статью кодекса необходимо дополнить формулировкой: «путем разнообразного психологического давления».
По оценкам экспертов, выделять в отдельную статью ответственность для банкиров и коллекторов излишне.
«В УК РФ уже есть статья «Доведение до самоубийства». Причины суицида, с чем он был связан – с действиями коллекторов или банков, – уже будут разбираться правоохранительные органы», – говорит член областного парламента, глава комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской губернской думы Юрий Шевцов.
По словам директора ООО «Коллектор Крафт Компани» Олега Кулаева, по такому принципу можно конкретизировать статью до бесконечности. Можно ввести ответственность для учителей, супругов и т. д. По словам эксперта, непонятно также, как именно будет устанавливаться причинно-следственная связь, что в смерти заемщика виноват именно банк или коллекторское агентство, и кто непосредственно будет нести ответственность: руководство банка или агентства или конкретный сотрудник.
«Само по себе наличие долга не может быть поводом для решения расстаться с жизнью, как правило, это целый комплекс проблем, с вязанных с ним, например увольнение с работы, болезнь или проблемы в семье, – говорит Олег Кулаев. – И как можно установить, что именно сыграло здесь главенствующую роль? Кроме того, работа коллекторов – добросовестных участников – рынка заключается в установлении контакта и мирных переговорах с должником. Как правило, те, кто действует другими способами, в частности, применяя психологическое и физическое давление, могут называться коллекторами, но они не имеют к этой деятельности никакого отношения. У коллекторов другие задачи».
Такого же мнения придерживаются в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). «Смерть – это всегда плохо. Но случаи суицида должников – не повод обвинять во всех смертных грехах банки и коллекторские агентства, – отмечают в пресс-службе НАПКА. – Если придерживаться логики инициаторов законопроекта, то нужно применять уголовное наказание к торговцам, продавшим, например, шоколад больному сахарным диабетом. Лучшая профилактика суицидов должников – это повышение уровня финансовой грамотности населения. Чем, кстати, занимаются компании-члены НАПКА. Недавно президент Ассоциации Александр Морозов читал лекции в МГУ и в одной из московских школ на тему «Как правильно брать кредит».
Отметим, что, по словам участников долгового рынка, случаи, что заемщики заканчивали жизнь самоубийством именно из-за давления на них банков или взыскателей долгов, известны только на уровне слухов.
«Все инициативы, выдвигаемые депутатами, носят ситуативный характер, – считает член Общественной палаты Самары, правозащитница Людмила Кузьмина. – Для того, чтобы работа с должниками велась на должном уровне, достаточно работающих государственных органов, судебной системы и самого Уголовного кодекса, в котором нет делений на банкиров, коллекторов и обычных людей».
По словам Людмилы Кузьминой, сегодня действительно существует проблема закредитованности общества, но происходит это лишь по причине того, что банки ведут себя очень активно в отношении навязывания кредитов, а население должным образом не проинформировано о возможных рисках. «По телевидению и в СМИ сегодня распространяется ненужная, пустая информация, и, пока это будет продолжаться, ситуация не изменится», – считает эксперт.
Фото: Фото с сайта Livemozyr.com