Более 40 тысяч рублей отсудил самарец у банка «Ренессанс капитал» за незаконно начисленные ему комиссии по договору кредитования. С исковым заявлением в суд житель Самарской области обратился после того, как банк в добровольном порядке отказался отменить начисленные суммы за обслуживание кредита.
Самарские заемщики продолжают бороться с банками. Еще одному из жителей области удалось отстоять свои права в суде. Банк включил ему в счет оплаты услуг по договору кредитования комиссии за обслуживание займа, комиссии по договору и за присоединение к программе страхования банка. Не согласившись с действиями кредитной организации, заемщик пошел в суд. В исковом заявлении самарец потребовал признать условия кредитного договора в части уплаты начисленных комиссий недействительными, а также компенсировать ему моральный вред и расходы на оплату юридических услуг.
Положительное заключение по этому делу представило Управление Роспотребнадзора по Самарской области.
Как говорится в сообщении регионального ведомства, суд, рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, принял решение удовлетворить заявленные исковые требования частично и взыскать с ООО КБ «Ренессанс Капитал» в пользу потребителя 13 203 рубля, удержанные в качестве комиссии за обслуживание кредита, 2296,5 рублей, удержанные в качестве комиссии по договору, 4691,8 рубля, удержанные в качестве комиссии за присоединение к программе страхования, 4850 рублей, удержанные в качестве неустойки, 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда, 13 021,03 рубля в качестве штрафа за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, 5000 рублей в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя, а всего 44 063 рубля 10 копеек.
Нарушением прав заемщика считается:
– навязанные услуги, например заключение договора страхования жизни, здоровья;
– включение в кредитный договор условия об ограничении подсудности;
– запрет досрочного возврата кредита в течение определенного времени, а также о взимании банком комиссии за досрочный возврат;
– изменение банком в одностороннем порядке в течение срока действия договора тарифов по оплате услуг банка.
Жалобы от потребителей банковских услуг поступают в Роспотребнадзор регулярно. По словам руководителя отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области Людмилы Власовой, за девять месяцев текущего года в региональное ведомство поступило около 350 жалоб на финансовые услуги. Чаще всего претензии касаются взимания банками комиссий за ведение ссудного счета, установление подсудности по месту регистрации, право банка в одностороннем порядке расторгнуть договор, взимание комиссии за досрочное погашение суммы кредита.
Отметим, что в числе других нарушений банками: взимание платы за предоставление выписки об имеющихся у заемщиков задолженностях по кредиту и графика платежей, навязывание дополнительных услуг и привлечение коллекторов к взысканию долгов. Как отмечают специалисты в сфере защиты прав потребителей, такие действия банков противозаконны. По словам Людмилы Власовой, любой гражданин должен отстаивать свои права, если видит нарушение со стороны организации, которая оказывает ему услуги. И обращаться с заявлением либо в управление Роспотребнадзора, либо в суд.
Как рассказал партнер юридической фирмы RBL Денис Герасимов, приблизительно в 2011 году юридические консультации относительно ненадлежащего оказания финансовых услуг банками, в частности начисления дополнительных комиссий, были достаточно популярной услугой, поскольку появилась позиция высшего арбитражного суда, в соответствии с которой начисление дополнительных комиссий за досрочное погашение кредита нарушает права потребителей.
«После изложения данной позиции все банки поменяли условия договора в этой части. Принимая во внимание, что договоры потребительского кредитования стандартные и не меняются в индивидуальном порядке, одно дело по уличению банка в нарушении закона может стать прецедентом и повлечь волну исков», – отметил господин Герасимов.
Эксперт советует тем, кто столкнулся с нарушениями банками условий договоров кредитования, обратиться в общество по защите прав потребителей или адвокату. «Размер потерь для банка может быть существенно выше, чем сумма иска. Поэтому не исключено, что конфликт будет урегулирован в досудебном порядке. Тем более, что такой вид споров подлежит регулированию по закону о защите прав потребителей, что грозит дополнительными штрафами в размере 50% от суммы, присужденной клиенту», – отметил Денис Герасимов.
Фото: Фото с сайта Mirineta.com