Правительство Самарской области, региональное минэкономразвития совместно с самарскими предпринимателями составили ТОП-5 проблем, которые мешают развиваться бизнесу в Самаре, а также пути их решения. Свои предложения они собираются направить президенту страны и внести поправки в федеральное законодательство.
Только за прошлый год в Самарской области прекратили свою деятельность около 8000 предпринимателей. Такие данные озвучил уполномоченный по правам предпринимателей Самарской области Евгений Борисов. «Мы решили выделить ТОП – отрицательную пятерку проблем, которые мешают развитию бизнеса в Самарской области, и которые сегодня есть возможность донести через сенатора от Самарской области в Совете федерации Константина Титова до президента РФ Владимира Путина». По словам господина Борисова, эти проблемы не могут быть решены на региональном уровне, так как завязаны на федеральных законах.
Первое место: высокие цены на электроэнергию
Одна из проблем, которые сдерживают сегодня развитие предпринимательства а регионе – высокие тарифы и непрозрачность формирования цен на электроэнергию. Так, например, сравнительный анализ цен на электроэнергию для малого и среднего бизнеса в Самарской области показал, что стоимость 1квт/ч в Похвистнево составляет 6 рублей, в Чапаевске – 4,34 руб, Сызрани – 5,90 руб, в Новокуйбышевске 5,92 руб. При этом завышенные цены на оптовом рынке электроэнергии никем не регулируются, а тарифы для малого и среднего бизнеса отсутствуют. «Если говорить о подключении к электросетям, то зачастую те технические условия, которые выставляют энергетические компании, являются кабальными для предпринимателей, – говорит директор ГКУ СО «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» Ирина Титова. – Они стоят перед выбором: либо развивать бизнес, либо потратить эти деньги на прокладку 15 км кабеля, стоимость которого исчисляется сотнями тысяч рублей». К тому же, получение разрешения на оформление технических условий на отпуск электроэнергии по времени занимает около 6 месяцев. По словам Ирины Титовой, на территории Самарской области сегодня работает более 90 сетевых организаций, каждая из которых при продаже электроэнергии делает свою сбытовую надбавку. В итоге цена за электроэнергию возрастает в три раза. «Этот вопрос неоднократно обсуждался на совещаниях по проблемам малого бизнеса при прокуратуре Самарской области. Предприниматели выходили с инициативой провести проверку с целью выяснить, как формируются тарифы на электроэнергию в регионе», – рассказала Ирина Титова. Сегодня представители регионального бизнес-сообщества предлагают на федеральном уровне сформировать четкие требования к сетевым организациям. По их мнению, количество сетевых непрофессиональных организаций, работающих сегодня на рынке, нужно сократить. Этого можно достигнуть за счет выставления определенного набора требований к таким компаниям. В частности, каждая из них должна иметь собственную технику, профессиональные кадры и устойчивое финансовое положение.
Второе место: длительное подключение к газораспределительной системе
В настоящее время установлена высокая стоимость услуг по проектированию установок газовых котлов для субъектов малого и среднего бизнеса. Цена такой разработки составляет 250 000 – 300 000 рублей. Кроме того, договор с газоснабжающей организацией на поставку газа можно заключить только на ее условиях, при этом необходимо заплатить аванс и каждый год производить проверку приборов учета газа. Чтобы получить согласование на лимиты газа, предпринимателю нужно обойти несколько инстанций и собрать внушительный пакет документов. При этом зачастую данные о документации, которая должна быть предоставлена, разнятся.
В итоге сбор разрешительной документации и согласование подключения занимает минимум год, – говорят представители интересов бизнес сообщества. Они предлагают допустить на рынок торговли газом Самарской области иные газовые компании, чтобы разбавить сложившуюся сейчас монополию, а также создать принцип «Единого окна» при подаче документов и заявок на подключение к газораспределительной системе (ГРС). При этом можно сократить сроки рассмотрения заявок на подключение к ГРС, а также сроки принятия решения о полном или частичном доступе к ней.
Третье место: высокие штрафы для предпринимателей
«После изменений, которые были внесены Кодекс об административных правонарушениях РФ, малый бизнес подвергается штрафам в таком же размере, как и крупный бизнес, – говорит директор ГКУ СО «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» Ирина Титова. – Крупному бизнесу легче, так как у них есть оборотные средства. Для малых предпринимателей штраф даже в 30 000 рублей является ощутимым и заставляет их сворачивать деятельность, и многие об этом открыто говорят. В настоящее время федеральное законодательство четко разграничивает категории бизнесменов на ИП, микробизнес, малый и средний бизнес, такой же подход должен быть и к штрафным санкциям».
Сейчас представители малого бизнеса совместно с правительством Самарской области подготовили предложение о внесении изменений в КоАП и региональный закон «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и установить различные санкции для крупного бизнеса и микро-, малых и средних предприятий, проанализировав и обобщив размеры штрафов, исходя из той категории, к которой относится предприниматель. Такими критериями должны стать численность работников и объемы производства. В частности, предлагается установить максимальный размер штрафов:
для микропредприятий – до 30 000 рублей;
для малых предпринимателей – до 50 тысяч рублей;
для субъектов среднего предпринимательства до 100 тысяч рублей.
Кроме того, предлагается включить в КоАП РФ возможность применять к юрлицам и ИП только предупреждение в случае, если предприниматель совершил административное правонарушение впервые и не нанес вред или имущественный ущерб, а также если он до этого в течение 180 дней не привлекался к административной ответственности.
Четвертое место: экспансия торговых сетей
Еще одна из наиболее острых проблем, которая стоит сегодня перед производителями товаров в области – экспансия торговых сетей. Процесс выхода в регион федеральных игроков начался с 2009 года. По данным статистики, с 2009 по 2013 год в Сызрани было открыто 15 магазинов и два гипермаркета «Пятерочка», а также 23 магазина и два гипермаркета «Магнит». Мелкие производители стали ощущать, что у них снижаются обороты и им негде продавать свой товар. Однако торговые сети ведут агрессивную конкурентную политику. Как рассказала Ирина Титова, региональные предприниматели неоднократно пытались зайти в сетевые магазины, однако те выставляют жесткие условия. Самые кабальные из них это требование снизить сумму произведенной продукции на 30%, а также отсрочка производителю оплаты за поставленную продукцию до 45 дней, в то время когда у производителей деньги постоянно находятся в обороте. «Мы хотели пересмотреть эти критерии оценки. Кроме того, необходимо закрепить контроль за долей торговых сетей на территории области за органами местного самоуправления и снизить отсрочку оплаты торговыми сетями за товар производителям», – отметила госпожа Титова.
Пятое место: большой документооборот для предпринимателей
Еще одна из проблем, которая стоит перед малым бизнесом, это внушительный документооборот, который предприниматель должен вести зачастую самостоятельно. Так например, имея в штате два-три человека, владелец предприятия должен завести на каждого порядка 18 документов. В региональном бизнес-сообществе предлагают сократить количество документов, которые необходимо вести субъекту МСБ на каждого работника, за счет включения содержания этих документов в текст трудового договора.
Фото: Фото с сайта Kursiv.kz