Священнослужители помогут самарским приставам взыскивать долги. Представители церкви будут работать с должниками: наставлять неплательщиков на путь истинный, призывать к совести и ответственности. Стороны подписали соответствующее соглашение. Эксперты говорят, что эта мера для определенной категории должников может оказаться действенной.
Во вторник, 11 февраля, УФССП России по Самарской области и представители Самарской Митрополии Русской Православной Церкви подписали соглашение о намерениях.
Главными целями такого сотрудничества станут пробуждение сознания граждан, являющихся должниками по исполнительным производствам, и побуждение их к исполнению судебных решений и актов других органов. А также создание возможностей для реабилитации социально-неблагополучных лиц с учетом их дальнейшей социализации и погашения задолженностей, формирование устойчивых стереотипов поведения граждан, связанных с исполнением взятых на себя обязательств в труде и по отношению к ближним.
Соглашение о намерениях в области взаимодействия УФССП России по Самарской области и Самарской Митрополии Русской Православной Церкви скрепили своими подписями Епархиальный Архиерей Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, Епархиальный Архиерей Епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор и Епархиальный Архиерей Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний и руководитель УФССП по Самарской области Владимир Князев. Стороны договорились о том, чтобы представители церкви во время богослужений проповедовали о неприемлемости принципа жизни взаймы, философии стяжательства, потребительского отношения к жизни и к людям, о том, что невозвращение долгов по церковным правилам приравнивается к присвоению чужого, т. е. воровству.
Планируется проводить совместную разъяснительную работу в структурных подразделениях УФССП России по Самарской области, на беседы, чтения, встречи приглашать стороны исполнительного производства. Судебные приставы и священнослужители готовы содействовать трудоустройству сторон исполнительного производства, являющихся должниками, в том числе по алиментным обязательствам, и не имеющим места работы, а также имущества для исполнения судебного решения или акта другого органа.
Стороны рассматривают возможность организации воссоединения семьи: родителя, являющего должником по исполнительному производству о взыскании алиментов, и оставшегося без попечения второго родителя несовершеннолетнего ребенка, когда ребенок проживает в приюте при монастыре, а родитель трудится в монастыре на временной или постоянной основе.
В заключении торжественного мероприятия Митрополит Самарский и Сызранский Сергий передал в дар Управлению Федеральной службы судебных приставов икону Спасителя.
Как рассказал пресс-секретарь УФССП по Самарской области Игорь Клепиков, у Управления уже есть опыт сотрудничества со священнослужителями. «Мы работали совместно с батюшками в отдельных населенных пунктах Самарской области, сейчас эта работа будет проводиться на всей территории региона. Мы в какой-то степени делаем одинаковую работу. Служители церкви работают с духовным воспитанием человека, их методы основаны на разъяснении. Это воспитательный процесс. Мы также даем должникам возможность реабилитироваться», – отметил Игорь Клепиков.
Представители церкви готовы сотрудничать. «Я считаю, что таким понятием, как справедливость должен руководствоваться каждый гражданин нашего Отечества. Церковь всегда призывает людей к ответственности. Кто попадает в поле деятельности судебных приставов? Те должники, которые зло и намеренно уклоняются от обязанностей по имеющимся обязательствам: сначала по оплате платежей, потом долгов. Зачастую должниками становятся обеспеченные люди, которые не платят просто так. В этом случае церковь всегда готова напоминать им об ответственности», – говорит настоятель храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца, протоиерей Иоанн Мохов.
По словам священнослужителя, главное, чтобы эта работа не способствовала восприятию у граждан церкви как института давления или управления человеком. «Я категорически против этого, – говорит Иоанн Мохов. – В Евангелие сказано, что Бог пришел, чтобы любить человека, а не заставить его повиноваться или подчиняться. Ведь дети слушаются родителей, потому что они любят их, а не боятся».
Судебные приставы в рамках работы по взысканию долгов работают не только с Русской Православной Церковью, но и представителями других конфессий. Например, исламом. Так, летом прошлого года в Большечерниговском районе области приставы провели встречу должников по алиментам с Имамом – представителем Мусульманского Религиозного Объединения. Имам мечети в Большой Черниговке побеседовал с должниками о вере, воспитании детей, о родительских обязанностях и правах детей на своих родителей, напомнил, что содержание и воспитание детей – главная задача каждого родителя и мусульманина. По словам присутствующих, беседа помогла им пересмотреть свои взгляды и они пообещали сделать все, чтобы погасить долги по алиментам.
Представители долгового рынка Самарской области поддерживают намерение судебных приставов. «Все, что не запрещено законом и может быть полезным в решении определенных задач – абсолютно нормально. В частности, подключать к помощи по взысканию долгов общественные организации или церковь, – отмечает представитель одной из организаций по взысканию долгов в регионе. – Я думаю, что в этом случае, наоборот, тех, у кого нет объективных причин, чтобы не платить долги, а они просто не делают этого в силу безответственности, нужно призывать к совести и порядочности. Это как раз то, на что способна воздействовать церковь».
Впрочем, самарцы высказывают неоднозначное отношение к такой работе. «Сегодня у многих сограждан доверие к церкви подорвано или изменилось. Поэтому для таких должников, конечно, пользы не будет. Нужно, чтобы человек был верующим, пусть не глубоко, но хотя бы доверял служителям церкви, считал их мнение для себя авторитетным», – говорит жительница Самары Ирина Громова.
«Я не могу сказать действенным будет этот метод или нет. Если человек близок к церкви, то он прислушается, а если нет, то скорее воспримет это с агрессией. Поэтому подход в такой работе должен быть адекватным. Мы также не пойдем к людям, которые исповедуют ислам или буддизм – в этом нет никакого смысла», – отметил Иоанн Мохов.