Региональные чиновники стали ближе к народу, потеряв в зарплате. К такому выводу пришли эксперты Института стратегического анализа компании "Финансовые консультанты и бухгалтеры» (ФБК), которые составили рейтинг «оторванности» региональных чиновников от простых граждан по итогам 2013 года. По их данным, число субъектов РФ, в которых зарплаты чиновников в 1,5 и более раза превышают размер среднемесячной зарплаты сократилось до 54, в то время как в 2011 году их было 66.
Специалисты ФБК сравнили средние зарплаты чиновников с зарплатами простых граждан в разных регионах РФ. По итогам 2013 года в большинстве регионов гонорары госслужащих по-прежнему существенно превышают размер средней зарплаты по регионам.
На первом месте в рейтинге «оторванности» чиновников от народа оказался Хабаровский край. Здесь зарплаты госслужащих почти в 2,4 раза превзошли средний заработок по региону.
В тройке лидеров и Ямало-Ненецкий автономный округ, где у чиновников самая высокая среднемесячная зарплата в РФ – 169,5 тысяч рублей.
Самый низкий доход у чиновников в Республике Ингушетия – 25,7 тысячи рублей. Там же и самая низкая средняя зарплата у населения – 21,6 тысячи рублей.
Самарская область в рейтинге заняла шестое место. Зарплата чиновников в губернии составляет 53,9 тысячи рублей и превышает средние значения зарплат по области в 2,04 раза. За 2013 год регион поднялся в рейтинге на 5 позиций.
Любопытно, что наибольший «рывок» вверх относительно зарплат произошел у чиновников Ставропольского края: сразу на 26 мест вверх за год с 45-го на 19-е.
А вот самый весомый «провал» у чиновников Московской области на 43 места вниз – с 17-го на 60-е.
На почетном последнем месте в рейтинге уже четвертый год подряд Москва, где зарплата регионального чиновника составляет 69,4 тысячи рублей. Она всего лишь на 2% превосходит среднегородскую зарплату 68,2 тысячи рублей.
Впрочем, как отмечают исследователи, число регионов, где зарплаты чиновников в несколько раз выше средних, постепенно сокращается.
Так, число субъектов РФ, в которых доходы госслужащих в 1,5 и более раза превышают размер среднемесячной зарплаты, сократилось до 54. В 2012 году их было 56, а в 2011 году – 66.
«Таким образом, подтверждается тенденция сближения уровня зарплат чиновников со средней зарплатой по стране, и это позитивный процесс», – констатирует директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Однако примерно в четверти регионов (в 24 субъектах РФ) наблюдалась обратная картина – разрыв между зарплатами чиновников и простыми гражданами вырос.
Как отмечают эксперты ФБК, общий итог рейтинга – «всё ближе к народу» – является закономерным. Во-первых, ситуация с региональными бюджетами становится всё более напряжённой, их дефицитность растёт. Во-вторых, в таких условиях федеральный центр все негативнее воспринимает ускоренный рост зарплат чиновников. «Хотя, – отмечает Игорь Николаев, – сами федеральные чиновники скромностью в росте собственных зарплат никак не отличаются». Рост зарплат чиновников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти составил в 2013 году 36,5% к уровню 2012 года.
Напомним, что на уровне руководства страны тема слишком высоких зарплат у представителей органов исполнительной власти поднималась неоднократно. Правительство не раз заявляло о необходимости снижения планки заработков чиновников и приближения ее к уровню доходов простого населения. Так в 2010 году Госдума приняла решение о приостановке ежегодной индексации зарплат федеральным чиновникам с поправкой на инфляцию сроком на три года – с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года. Остальным секторам бюджетной сферы, напротив, было обещано повышение уровня заработной платы.
Как было заявлено ранее, такая мера должна была содействовать обеспечению сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета.
Эксперты, привлеченные Dengi63 к обсуждению этой темы, скептически оценили результаты рейтинга. «Нужно смотреть, как именно были произведены эти расчеты, – говорит президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – Возможно, что некоторые регионы столкнулись с выполнением президентских указов, и есть территории, где ради повышения зарплат учителям и врачам пошли на сокращение надбавок чиновникам к текущим окладам. Я думаю, что пока это не долгосрочная тенденция».
«Если говорить о государственных служащих, то помимо зарплаты они получают еще и весомый пакет льгот. В частности, это касается служебных машин, телефонов, квартир, служебных дач, которые предоставляются им в пользование, отдыха на курортах и так далее. И чем выше статус чиновника, тем больше у него привилегий. Кроме того, независимо от зарплаты, у человека, который работает в органах исполнительной власти, помимо оклада есть еще и внушительные премии, – говорит депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. – С другой стороны, нельзя сказать, что это неоправданно: чиновник работает на государство и не имеет права заниматься бизнесом и другими видами дополнительных заработков, поэтому оно должно обеспечить ему достойную зарплату, чтобы он мог обеспечивать свою семью. Но, в целом, за последние годы я не вижу какого-то существенного сокращения зарплат или штатов федеральных чиновников, несмотря на то, что это неоднократно анонсировалось властью».
Фото: Фото с сайта Newsland.com