Уже в этом году власти страны могут вернуться к рассмотрению вопроса о повышении пенсионного возраста в России. В настоящее время в Минфине РФ считают, что это поможет решить проблему пополнения бюджета Пенсионного фонда. Перспективы принятия такого решения и его необходимость сайту Dengi.63.ru прокомментировал президент Национального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий Яковенко.
«Наша страна непредсказуема, поэтому все может быть. Я неоднократно выступал против повышения пенсионного возраста, и мои аргументы следующие.
Пенсионная реформа, к реализации которой власти страны приступили еще в 90-м году, уже несколько раз меняла свою концепцию. Тем не менее, начиная с 1991 года – момента, когда Россия получила независимость, она имеет однозначный крен в пользу олигархов. Причем не только пенсионная реформа, но и все российское налоговое законодательство.
Мы все говорим о необходимости поддерживать малый бизнес, однако и федеральные, и региональные законы говорят о том, что все инвестиционные преференции доступны только богатым людям. И чем богаче человек, тем больше льгот он может получить. Это не развитие малого бизнеса, на мой взгляд.
Наш президент не раз гордился линейной шкалой НДФЛ, которая применяется сегодня в России. В то же время во всех цивилизованных странах мира, которые еще Никита Хрущев начал называть странами, с которых нужно брать пример построения реального социализма, действует прогрессивная шкала налогообложения. До 2001 года она применялась в России. Однако тогда она была «псевдопрогрессивной». Это выглядело так: человек, получивший на 8% больше дохода, платил на 1000 рублей больше налогов. В итоге получалось, что у него гораздо больший взнос по налогу на доходы физлиц, чем у человека, который получал сверхдоход в 7%.
Я считаю, что Россия должна ориентироваться на опыт цивилизованных стран в вопросах налогообложения. Но шкала должна быть более плавной. Например, если у человека доход до 100 тысяч рублей в месяц, то он платит стандартную сумму отчислений – 13%. Но если доход выше – от 100 тысяч рублей до 200-250 тысяч рублей – можно говорить о немного большем отчислении, например в 15%, отчисления же с еще больших сумм могут составлять 20 и 30%.
У нас же чиновники выдвигают совершенно бредовые идеи о том, что с доходов свыше 600 тысяч рублей в год отчисления в Пенсионный фонд делать не нужно. В то же время руководство страны заявляет, что денег в ПФР не хватает. За счет чего же тогда пополнять этот бюджет?
Сегодня получается, что за менеджмент высшего звена, олигархов и всех, кто получает высокие доходы, платит простое население. Я считаю, что с тех бонусов, которые платят членам совета директоров крупных холдингов, и при этом у них основное место работы в другой компании, нужно взимать как минимум 30% в казну государства.
Кроме того, отчисления в Пенсионный фонд должны быть привязаны к возрасту выхода на пенсию. Любые льготы, предоставляемые в связи с экстремальными условиями труда, должен полностью финансировать работодатель, потому что работник создает прибавочный продукт именно для собственника (работодателя), а не для государства в целом. Если работник Газпрома выходит на пенсию на 10 лет раньше – пусть эти десять лет до достижения работником обычного пенсионного возраста пенсию ему выплачивает работодатель. Это будет справедливо. А если применять повышающие коэффициенты, то с учетом того, что средняя продолжительность жизни мужчин в России 59-60 лет, средний возраст выхода на пенсию – 60 лет, средний показатель «дожития» (нахождения человека на пенсии, если он до нее доживет), за право отправить работника на пенсию в 50 лет работодатель должен делать отчисления в Пенсионный фонд как минимум в два раза больше, чем за обычного работника, выходящего на пенсию в 60 лет, а не на 1-3%, о которых нам писал Минтруд в проекте пенсионной реформы.
Поэтому сегодня нужно говорить о том, чтобы обложить отчислениями в ПФР и подоходным налогом все сверхдоходы, причем в справедливой пропорции. Нужно установить реальный срок пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности жизни у тех, кто имеет льготы по выходу на пенсию, кто работает на вредных производствах, в условиях крайнего Севера, на предприятиях транспорта, химической промышленности, металлургии. Это все коммерческие предприятия, которые принадлежат частному бизнесу.
Когда мы посчитаем, сколько должен частник отчислять государству, и посчитаем после этого общий бюджет Пенсионного фонда, тогда мы сможем поговорить о том, нужно ли повышать пенсионный возраст или нет».
Президент Национального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий ЯКОВЕНКО
Фото: Фото из архива 63.ru