Бизнес Самарские страховщики – за здоровую конкуренцию

Самарские страховщики – за здоровую конкуренцию

В пресс-центе информационного делового-портала 63.ru состоялось заседание круглого стола «Банкострахование: конкуренция или передел рынка?». В обсуждении актуальных для страхового рынка вопросов приняли участие представители ведущих банков и страховых компаний, работающих на рынке Самарской области.

По оценкам аналитиков, в 2012 году рынок страхования показал самый заметный рост за последние несколько лет: объемы прибыли составили 800 млрд рублей, а одним из наиболее быстро развивающихся и успешных направлений на этом рынке стало банковское страхование. Именно этот сегмент последние несколько лет растет опережающими темпами. По итогам 2012 года его прирост составил 30%. Аналитики акцентируют внимание на том, что заметно увеличилась на рынке доля кэптивных страховых компаний, а точнее, тех, что аффилированы с банками, и именно на них приходится большая доля розничного банкострахования – 90–95%.

В то же время число универсальных страховых компаний снижается. Независимые эксперты уверены, что происходит постепенная монополизация страхового рынка кэпивными компаниями банков.

Страховщики соглашаются, банкострахование – направление, которому последнее время уделяется достаточно много внимания. Именно этот сегмент, по их оценкам, будет лидером роста в 2013 году. В первую очередь это связано с тем, что в текущем году в след за крупными госбанками страховые продукты будут вводить в свои линейки и другие розничные кредитные организации. Тенденция вывода на рынок банками аффилированных им страховых компаний также сохранится, в частности, за счет покупки крупными банками собственных структур.

Таким образом, тенденции прошлого года получат продолжение в нынешнем. Страховщики также ждут, что существенное влияние на ситуацию на страховом рынке окажут прошлогодние сделки по покупке собственных страховых компаний Россельхозбанком и Сбербанком.

«В настоящее время страховой рынок во многом развивается за счет развития аффилированных страховых компаний. По прогнозам, не только в следующем году, но и в ближайшие годы аффилированные с банками компании будут расти быстрее, чем рынок в целом», – отмечает владелец страхового агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев.

По его словам, такое положение дел несет определенные угрозы для будущего. «Сегодня контролирующие органы констатируют очень много нарушений прав потребителей при оказании банками страховых услуг, в частности, речь идет о фактах навязывания услуг в сфере кэптивного страхования, когда страховка включается в тело кредита. Львиная часть таких нарушений приходится именно на аффилированных банкам страховщиков. Кроме того, очень часто банки прибавляют дополнительные процентные ставки к продаже полисов, что приносит им очень высокий доход, а также реализуют продукты с ограничением прав потребителя. Это подрывает рынок региональных страховых компаний, рынок страховых агентов, приучает к легким, фактически не заработанным деньгам. Таким образом, банковское страхование развращает рынок и делает менее сильными универсальных страховщиков», – уверен Олег Кокорев.

Сегодня Федеральная антимонопольная служба фиксирует очень много фактов нарушения прав потребителей, навязывания финансовых услуг в банковском страховании. В первую очередь такие нарушения выявляются у кэптивных страховщиков, но они встречаются и у других аккредитованных компаний. При запрете на «скрытые» комиссии при кредитовании граждан банки выстроили систему своего дополнительного комиссионного вознаграждения при реализации страховых полисов. Такая комиссия банков доходит до 90% от стоимости так называемых «идеальных полисов», там где тарифная ставка намного выше рыночной, а страховой полис содержит столько исключений, что реальных выплат почти не производится. Например при страховании жизни и от безработицы. Крайне невыгодно заемщикам включение страховки в тело кредита, а также использование банком схемы коллективного страхования. Списки аккредитованных страховых компаний – это абсолютное зло для развития российского финансового рынка. Искусственно ограничивая конкуренцию, банки и избранные крупнейшие страховщики получают легкий незаработанный хлеб за счет ограничения прав потребителя на свободный выбор страховых услуг. Кроме того, существующее банковское страхование подрывает рынки региональных страховых компаний и страховых агентов.

Участники круглого стола сошлись во мнении: одна из главных проблем для страхового рынка сегодня – аккредитация, которую необходимо пройти страховщику для работы в банке. По словам участников рынка, в некоторые банки страховым компаниям проникнуть просто невозможно.

«Универсальным компаниям сложнее зайти в банки нежели кэптивным страховщикам. Некоторые кредитные организации и вовсе отказывают в аккредитации, не объясняя причин», – говорит генеральный директор СК «Фьорд» Ольга Дементьева.

По оценкам участников рынка, такой подход серьезно подрывает рынок, ведь здоровой конкуренции здесь просто не остается места.

«В глазах западных коллег мы выглядим не в лучшем свете, когда они узнают, что, для того чтобы работать на страховом рынке в России, его участникам нужно получить аккредитацию в кредитных учреждениях. Сегодня банки сами выбирают, какая компания получит право работать с ними, а какая нет, ориентируясь на свои внутренние критерии. Я считаю, что такая постановка вопроса существенно ограничивает конкуренцию. Клиент (заемщик и страхователь) должен сам выбирать страховую компанию в качестве партнера, а регулировать ситуацию с надежностью как банков, так и страховщиков должно государство, в лице специальных регулирующих органов», – отметил директор департамента страхования ЗАО «Объединенная страховая компания» Игорь Дудин.

Другую точку зрения высказывает директор филиала ООО СК «ВТБ Страхование» Диляра Джураева. «Я считаю, что аккредитация должна остаться, так как это важно. Сейчас «ВТБ Страхование», как компания только вышедшая на рынок, пытается получить аккредитацию в 30 банках. В этом процессе применяются высокие критерии отбора, но несмотря на это возможность пройти аккредитацию большая. Я считаю, что у региональных страховых компаний есть все возможности пройти такую процедуру», – подчеркнула она.

По мнению Диляры Джураевой, основное преимущество страховых компаний, аффилированых банкам, в их близости к клиенту. «Клиент, пришедший в банк, всегда может выбрать страховщика по своему усмотрению – это его право. Но главное преимущество страховых компаний при банках в том, что мы уже находимся рядом – здесь и сейчас», – отметила она.

Эту точку зрения разделяет и управляющий ВТБ24 в Самаре Виталий Данилов. По его словам, принцип аккредитации – это принцип доверия. «Это значит, что банк, который работает с определенным набором страховых компаний, доверяет этим страховщикам также, как и себе. Клиенту всегда предоставляется выбор, возможно, он не так широк, но я не представляю, что будет происходить в банках, если каждый клиент будет приходить за кредитом со своей страховой компанией», – говорит господин Данилов.

В защиту банков высказывается и заместитель исполнительного директора СОФЖИ Наталья Ладова: не смотря на то, что существует мнение, что аккредитация это уже пережиток прошлого, в первую очередь мы должны думать о клиентах и предложить им надежную страховую компанию. «Часто случаются ситуации, когда клиент, берет кредит, а после наступления страхового случая приходит за выплатой, а такой страховой компании больше нет, либо она не может осуществить выплату. Мы должны учитывать интересы страхователя. Сегодня во многих кредитных организациях у клиента есть выбор: будет он страховать имущество или жизнь или нет, то же самое и с условиями страхования», – говорит Наталья Ладова. Большое же количество жалоб на крупных страховщиков и банки она связывает с большими объемами кредитования по сравнению с региональными компании.

По словам вице-президента дивизиона «Поволжье» Группы Ренессанс страхование Александра Авакянца, не смотря на то, что на практике клиент должен сам делать выбор в пользу компании, где он будет страховаться, любой банк, который имеет свою страховую копанию, не заинтересован в оттоке клиентов к другим страховщикам. Соответственно, любая аффилированная банку компания будет стараться сделать свое предложение первой. «С точки зрения владельцев банка, это нормально, но, с другой стороны, банки не должны запрещать принимать страховки от других компаний, как это происходит сейчас», – подчеркнул он.

Замдиректора по розничным продажам ООО СК «ВТБ Страхование» Александр Козлов, считает, что одного устного влияния на клиента недостаточно. «Очень много усилий уходит на то, чтобы удержать клиента. Если качество аффилированной компании вызывает сомнение, и качество выплат и услуг, то и уровень пролонгации таких компаний должен быть низким», – считает господин Козлов.

Руководитель дирекции по Самарской области Филиала ОАО Банк ВТБ в Нижнем Новгороде Александр Мокрый считает, что хорошие показатели работы – неважно, страховой компании или банка – это, в первую очередь, результаты работы команды этой компании. «Банк, предлагая клиенту страховку от своей страховой компании, хочет снять с заемщика риски и принимает их на себя», – отметил Александр Мокрый.

Представители универсальных страховых компаний сошлись во мнении, что вопрос аккредитации при банках сегодня лежит в плоскости федерального законодательства – на местном уровне решить его невозможно.

«Пока эта проблема акредитованности не будет решена на государственном уровне, она никуда не денется. Мы все ждем 2014 года, когда официальная аккредитация для страховых компаний при банках будет отменена», – отметила Ольга Деметьева.

По мнению участников заседания, помимо проблем с аккредитацией существуют и другие вопросы, в частности, это разный подход в обслуживании в кэптивных страховых компаниях и универсальных.

По словам заместителя регионального директора по развитию розничного бизнеса ОО «Самарский» Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Татьяны Волковой, плюс кэптивных страховых компаний в том, что они одни из первых начали решать задачу качества обслуживания клиентов. Впрочем, универсальные страховые компании с этим не согласны.

По словам директора филиала ОАО «НАСКО» в Самаре Оксаны Комаровой, в работе кэптивных компаний есть некий фактор расслабленности сотрудников: они просто обслуживают входящие договора, не предпринимая никаких усилий по наработке клиентуры.

«Клиенты идут в компанию самотеком, происходит техническое обслуживание. Универсальные компании не могут позволить себе работать на таком уровне с клиентами. Мы стараемся найти оптимальный подход не только в продуктах, но и обслужить клиента так, чтобы он заинтересовался нашей компанией. Для нас каждый клиент индивидуален. Клиенту важны условия и то, как быстро сработает компания при наступлении страхового случая», – говорит Оксана Комарова.

Что делать универсальным страховщикам в ситуации, когда банки практически отвоевывают у них рынок? Пока участники рынка не видят в этом серьезной проблемы, но с опаской смотрят в будущее. «У все большего числа банков появляются собственные страховые компании, и не исключено, что через 2-3 года самые лакомые куски страхового бизнеса, такие как ипотека, страхование от несчастных случаев, будут уходить от страховщиков», – говорит Александр Авакянц. По его словам, сегодня есть много направлений, в которых универсальные страховые компании могут продолжить развитие бизнеса: интернет-страхование, страхование в автосалонах, корпоративное страхование и агентский канал.

Олег Кокорев с коллегой согласен: в настоящее время универсальные страховые компании развиваются за счет продаж в автосалонах, банковского страхования, обязательных видов страхования, а долгосрочные виды страхования сегодня развиваются крайне медленно.

В настоящее время страховой рынок развивается не за счет добровольных, взаимовыгодных страховых услуг, а путем искусственного «накачивания» бизнеса крупнейших страховщиков через продажи автострахования в автосалонах, банковское страхование, введение всё новых и новых видов обязательного страхования. К сожалению, в ближайшие годы в сфере банковского страхования будут быстрее всего расти продажи «идеальных полисов». Они даже смогут превысить объемы премии по таким понятным видам страхования как автоКАСКО и ипотека.

Что касается кэптивных страховщиков, то, по оценкам Татьяны Волковой, они продолжат развивать направления, которые были приоритетными в текущем году. «Основные сборы в 2012 году кэптивные страховщики получили по комплексному страхованию страхованию жизни, трудоспособности, автоКАСКО, имущества, а также депозитных пакетов. Для банков эти направления являются наиболее доходными. Кроме того, будет развиваться направление страхования банковских услуг – таких как банковские карты, страхование переводов и платежей», – отметила Татьяна Волкова.

В заключение дискуссии Александр Мокрый высказал предположение о том, что сегодня страховщики на региональном уровне практически не контактируют друг с другом, возможно, многие вопросы именно по этому остаются нерешенными. «Сегодня в области создан и работает Союз региональных банков, его организатором выступила область и ГУ ЦБ по Самарской области. Если возникает какой-то вопрос, мы собираемся и коллегиально его решаем. Почему бы страховщикам не создать что-то подобное?» – предложил господин Мокрый.

Участники круглого стола согласились, что, действительно, редко контактируют с коллегами, в частности, Александр Авакянц, отметил, что «Ренессанс страхование» готово выступить инициатором встреч региональных страховых компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter