12 ноября вторник
СЕЙЧАС +0°С

Банки больше не хотят слать кредитки по почте

Поделиться

Темпы выдачи кредитных карт в России по сравнению с прошлым годом заметно упали. Сами банкиры говорят, что стали более пристально оценивать клиентов: времена, когда кредиты и кредитные карты раздавались направо и налево, остались в прошлом, да и сами потенциальные заемщики более взвешенно относятся к принятию решения взять кредит.

По данным Национально бюро кредитных историй (НБКИ), за 6 месяцев текущего года банки выдали населению 2,7 млн новых кредитных карт на общую сумму 141 млн рублей.

По сравнению с прошлым годом число выданных карт сократилось на 3,9%, а сумма выданных средств по ним на 5,5%.

При этом средний размер займа сократился примерно на тысячу – до 53 794 рублей за 2 квартал 2014 года.

Несмотря на то что, по данным экспертов долгового рынка, кредитные карты занимают второе место по просрочке, в НБКИ отмечают тенденцию существенного улучшения качества таких кредитов.

Так, доля кредитных карт, выданных в декабре 2013 года, с просрочкой 30-60 дней, допущенной через полгода обслуживания, составила 4,88%, в то время как в декабре 2012 года эта доля находилась на уровне 11,35%.

Эксперты связывают снижение доли выданных карт и улучшение качества карточных кредитов с насыщенностью рынка карточными продуктами, а также исчерпанием базы клиентов, которым можно предложить карточные продукты не глядя.

«В последние годы банки усиленно работали по направлению карточных продуктов. Для увеличения числа эмиссии кредитных карт использовались как классические модели продаж, такие как отделения, перекрестные продажи по собственным клиентам, в зарплатных проектах и продажи карт клиентам партнеров (кобрендовые продукты), так и более рискованные модели по продажам карт через сети Интернет и с упрощенной проверкой клиентов, – говорит руководитель направления разработки карточных продуктов «Бинбанка» Александр Матущенко. – В первом случае банки напрямую зависят от размера собственной базы и от потенциала партнерских программ, которые со временем себя исчерпывают. Когда пул существующих клиентов банка, которым можно было сделать предложение по выпуску кредитных карт, заканчивается, количество проданных карт начинает зависеть от количества новых клиентов в банке. Стоит отметить, что такая модель привлекает более качественный портфель клиентов с меньшим уровнем просрочки».

Более рисковая модель продаж кредитных карт через Интернет, с упрощенной проверкой клиентов, также имеет свои плюсы и минусы. При продажах через Интернет клиенты проходят упрощенную проверку, вследствие чего банки в некоторых случаях выдают карты тем клиентам, которым отказали в других банках, с классической моделью продаж. «Эта модель позволяет привлечь большое количество клиентов также благодаря тому, что у клиентов нет необходимости посещать офисы банка и получать готовую карту в руки, однако влечет за собой более высокий уровень просрочки по кредитному портфелю, – говорит Александр Матущенко. – Естественно, со временем модель оценки потенциальных клиентов модифицируется и улучшается, что, в свою очередь, сказывается на улучшении качества клиентов и снижает прирост более рискового сегмента».

По словам эксперта, в настоящее время фактором, сдерживающим рост продаж кредитных карт, является насыщенность рынка карточными продуктами: у большинства людей уже имеются продукты тех или иных банков, карты открываются в дополнение к уже существующим. Много работы уделяется существующим держателям карт, чтобы сохранить их в списке активных клиентов и сделать свой продукт основным в кошельке потребителя.

Сами банкиры говорят о более пристальной оценке клиентов.

«Да, банки стали более пристально оценивать потенциальных заемщиков, – говорит директор по работе с розничными клиентами Самарского регионального центра банка ГЛОБЭКС Вадим Зрелов. – Времена, когда кредиты и кредитные карты раздавались направо и налево, остались в прошлом. Сыграло свою роль и повышение требований ЦБ к банкам, занимающимся розничным кредитованием, и ухудшение платежеспособности заемщиков, и рост закредитованности населения. Многие банки сегодня отказались от агрессивной политики в области розничного кредитования, а потенциальные заемщики более взвешенно относятся к принятию решения взять кредит. В этих условиях банки стремятся в первую очередь работать со сложившейся клиентской базой – с известными заемщиками с хорошей кредитной историей, с сотрудниками предприятий, находящихся на обслуживании в банке, с работниками своих партнеров по зарплатным проектам. Все это помогает улучшить качество обслуживания займов».

Несмотря на то что обычно к концу года темпы продаж карточных продуктов увеличиваются, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение выдачи кредитных карт.

«Полагаю, что темпы прироста необеспеченных розничных кредитов в 2014 году значительно снизятся, – отметила начальник департамента карточных продуктов банка «Открытие» Мария Филимоненко. – Среди основных причин замедления роста изменения, которые в последнее время вводит ЦБ, в частности ограничения по максимальной процентной ставке, заставляющие банки более детально подходить к оценке качества заемщика, что, в свою очередь, сказывается на уровне одобрения. Также нельзя забывать и про увеличение общей закредитованности населения, которое явилось результатом высоких темпов роста кредитования в предыдущие периоды».

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!