Культура интервью Кто такой Клаус? Интервью с уличным художником, который превратил Самару в город масок

Кто такой Клаус? Интервью с уличным художником, который превратил Самару в город масок

Мы поговорили с автором инсталляции «Капиталистический ублюдок»

Нога во рту произвела неоднозначное впечатление на самарцев

Что означает маска человеческого лица с ногой во рту? Сколько таких инсталляций, порой пугающих и жутких, в Самаре? Почему автор этих уличных произведений называет себя Клаусом? Мы поговорили с одним из самых загадочных самарских художников и узнали ответы на эти вопросы.

Автор за работой 

«Этот немец меня пленил»


«Игра со временем становится реальностью» 

— Откуда у вас такой псевдоним?

— Меня даже родители так называют. Это имя пришло из другого увлечения. Я любил сноуборд и однажды увидел немецкого сноубордиста по имени Клаус. Он меня просто очаровал. Наивный до невозможности, усатый, харизматичный. Он хвастался, старался понравиться девушкам, над ним все посмеивались. Парень был очень яркий. Уже тогда я что-то рисовал, но имени как такового не было. И думаю — попробую. Лет 16 мне было. И, собственно говоря, это была такая поворотная веха в жизни.

За годы работы в стрит-арте у художника появился свой стиль
Как автор сюда добрался, чтобы нанести рисунок, непонятно

Поклонники творчества Клауса составили карту с указанием мест, где располагаются лица-маски, и фотографиями самих масок. На карте уже 71 объект.

— Сколько лет вы уже занимаетесь граффити?

— Я не помню, сколько мне лет. Но граффити рисую точно больше десяти. Сначала это были не крыши. Крыши «выстрелили» уже в процессе и по факту, когда стало понятно, что их меньше закрашивают, они дольше висят. И просто приятней видеть свои работы постоянно.

— Есть ли конкуренция в вашей среде?

— Конкуренция — это относится к рынку. А здесь товарищество, как в Советском Союзе. Это как братство. Я сейчас в Москве, приехал сюда впервые. Встретился с ребятами-«коллегами». У них огромная мастерская в центре города, мне просто дали ключи и сказали: приходи, когда захочешь, работай. Это другой уровень отношений. Тебя просто принимают.

— Бывало такое, что во время нанесения граффити на вас ругались местные жители?

— Меня несколько раз догоняли на улице. И просто начинали задавать вопросы. Нормальные вопросы: как так, зачем, расскажи. Ни разу не случалось, чтобы кто-то ругался — мол, ты испортил дом, дурак такой. Нет.

«Офтальмологический чёрт»

— Что вы рассказывали?

— Каждый раз история была разной. Зависело от спросившего, от моего настроения. В основном людям было интересно, что означает слово «Клаус». В фильме «Выход через сувенирную лавку» один из персонажей сказал, что это некая магия — власть образа, который массово распространяется. Когда этого становится много, это начинает быть частью культуры. Люди не знают, что это такое, и они начинают задавать вопросы.

«Да мусор это всё!»


— Есть ли у вас любимое произведение вашего авторства?

— Отвечу цитатой из Лао-Цзы, которая является моим принципом: «Когда художник создаёт произведение, он забывает о нём». В оригинале говорится про мудреца: «Когда мудрый делает дело, он забывает о нём». Сделал — и забыл. Жизнь продолжается. Когда автор становится в какой-то среде частично популярным, он попадает в информационное поле. Его произведение — уже не его. Если я получил творческую радость — эта вещь мне дала всё, что могла дать. Она свободна.

Эта маска находится рядом с фонтанами на Осипенко

— Что означает одно из ваших последних творений — маска под названием «Капиталистический ублюдок» (человеческое лицо с ногой во рту)?

— Это тот, чьи аппетиты выходят далеко за границы необходимого и достаточного. И тот, чьи возможности позволяют ему удовлетворять свои аппетиты.

Сначала есть гипсовая основа
Затем плоская поверхность становится объемной
А потом крепится на фасад или стену в хорошо просматриваемом месте

— Если бы вам предложили провести персональную выставку, согласились бы?

— Не знаю. Почему нет? Если ко мне кто-то тянется, я не отказываю. У всего есть потенциал и перспектива. Если бы дали денег на материалы — был бы рад. Это сейчас моя самая большая проблема. Я всё делаю из личного кармашка.

— А из каких материалов вы создаете скульптуры?

— Да мусор это всё. Это просто найденные на помойке вещи. А мне надоело делать из мусора. Хочется двигаться дальше. Качество требует финансов. И последние работы уже начали ощутимо опустошать кошелёк.

«Граффитисты — не художники»

Маски как бы прячутся в городских пейзажах

— Готовы ли вы сотрудничать в каком-то виде с властями в плане развития городской среды?

— Не уверен, что готов. Популяризация — это деньги. Это сразу потянет за собой что-то нечистое. Думаю, это скажется очень сильно на доверии внутри самой среды.

Увидев их, самарцы гадают: «Что же это значит?»

— Уличные художники — это настоящие художники?

— Граффитисты — это не художники. Когда я начинал рисовать, я точно не был художником. Сейчас — не знаю. Буквально недавно я начал себя осознавать и выбирать какое-то направление. А изначально я вдохновлялся ребятами, которые просто лили буквы в шрифты. Это не произведение искусства. Это как печатная машинка в нестандартных местах. Это может сделать каждый.

— Вы планируете оставаться в Самаре? Или двигаться куда-то дальше, в сторону столиц?

— Я планирую ближайшие несколько лет точно жить в Самаре. Не знаю, что должно случиться, чтобы это изменилось. Да, многие уезжают. Но это не обязательно. Не место красит человека, а человек место. Мне для работы нужен стол, чтобы делать какие-то небольшие вещи, и большой столярный стол, чтобы делать большие вещи. Где это делать — не так уж важно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления