Культура Персона недели

Валерий Гришко, худрук Самарского драмтеатра: «После премьерного показа дочь Королёва взяла меня за руку и сказала: "Вы точно как мой отец"»

В юбилейный для космической отрасли год он рассказал 63.RU о картине «Главный», где сыграл конструктора, работе театра во время COVID-ограничений и грядущей реставрации

«Такими ролями не бросаются»: кадр из фильма «Главный», где Валерий Гришко сыграл Сергея Королёва

Он пишет пьесы, снимается в кино и руководит театром, живя на два города: Самару, где работает, и уже ставший родным Санкт-Петербург. Всё это — об актере и художественном руководителе Самарского академического театра драмы Валерии Гришко. В интервью 63.RU Валерий Викторович рассказал, какие спектакли не удалось поставить из-за пандемии коронавируса; на какую площадку в теории может переехать театр на время реставрации здания на площади Чапаева; почему дочь великого конструктора ракет Сергея Королёва сложно относилась к фильму, в котором Валерий Гришко сыграл ее отца.

Валерий Викторович занимает пост художественного руководителя Самарского театра драмы с 2019 года

Валерий Викторович Гришко родился в ноябре 1951 года на Украине. Учился в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург). Работал режиссером-постановщиком в Санкт-Петербургском театре имени Веры Комиссаржевской, в 1999–2001-х руководил большим театром в Германии, работал главным режиссером Новосибирского театра «Красный факел». Главный режиссер Самарского академического театра драмы им. Максима Горького с 2009 года. С 2019 года — художественный руководитель театра. Снялся более чем в 40 картинах.

«За 2020 год театр потерял 46 миллионов рублей»


— Валерий Викторович, как можете охарактеризовать сезон-2020/21 в драматическом театре? Все ли задумки удалось осуществить?

— В мае 2020-го мы выпустили телевизионную версию «Не покидай меня». Спектакль готовили к 75-летию Победы. Открыв сезон в сентябре, мы сыграли этот спектакль на сцене. Дальше до конца календарного года режиссер Михаил Лебедев выпустил спектакль «И никого не стало», затем — «Папа». Все постановки пришлось делать на минимуме сценографических возможностей. Но мы все-таки сумели при минимальных средствах сделать не нищенское, а лаконичное, довольно изящное и сильное оформление. Но хотелось бы, чтобы это было все-таки исключением, а не постоянной практикой.

— Почему пришлось довольствоваться минимумом в оформлении спектаклей? Сыграли свою роль ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?

— Конечно. За прошлый год мы потеряли 46 миллионов рублей. Три с половиной месяца артисты не работали вообще, затем мы открылись на треть зала, сейчас работаем на 50%. В 2020-м не смогли выпустить запланированного «Тартюфа» — не было денег на оформление, а там дорогие костюмы, дорогие декорации. Не смогли в прошлом году выпустить и «Полет над гнездом кукушки». Слава богу, нам дали грант и мы сумели выпустить спектакль в этом году, ко Дню театра. Этот грант был предусмотрен еще полтора года назад. Но его не выделили в сентябре, хотя спектакль был у нас готов уже в августе.

«Полет над гнездом кукушки» удалось выпустить только благодаря гранту
Валерий Гришко сам поставил спектакль

На всё остальное просто нет денег. Всё, что мы зарабатываем, уходит на зарплаты и отпускные. Спасибо зрителю, что мы имеем заполняемость зала хотя бы 50%.

Впереди большая дата у народной артистки Жанны Романенко. У нас традиция — дарить такого масштаба артистам на юбилей спектакль, где они в главной или центральной роли. На днях Министерство культуры подписало выделение гранта, и мы тут же провели установочную репетицию, чтобы разбирать пьесу. Спектакль должен выйти осенью.

При увеличении финансирования мы сможем выпустить до конца года давно срепетированного «Тартюфа». Режиссер — Александр Кузин, главную роль репетирует Денис Евневич.

«Мечтать, конечно, не вредно», — отмечает худрук театра драмы

— Какие еще премьеры намечены на сезон-2021/22?

— Мечтать, конечно, не вредно. (Смеется.) Но все планы ограничены финансовыми возможностями. Главный режиссер Михаил Лебедев не может вообще ничего ставить, потому что не на что делать оформление, не на что приглашать сценографа, художника по костюмам, композитора. И ситуация не изменится, пока не разрешат стопроцентную посещаемость. Только при полной заполняемости зала вернется возможность нормальной работы.

«Переезд театра, а мы называем это эвакуацией, запланирован на 2022 год»


— Сейчас много разговоров о грядущей реставрации здания драмтеатра. А что говорят вам? Есть уже понимание, куда переедет театр на время работ?

— Нужно понимать, что переезд театра в новое здание и выезд в гастрольную поездку или на фестиваль на одну-две недели — это совершенно разные вещи. Здесь речь идет о стационарной работе в течение двух, трех, а может, четырех лет.

По планам театр должен съехать из здания на площади Чапаева в 2022 году

И найти подходящую площадку не так-то просто. Единственное здание в городе, где можем работать в полном режиме, не теряя половину репертуара, это КРЦ «Звезда». И то при соблюдении как минимум пяти условий.

Самарский театр драмы основали в 1851 году. Здание для него построили в 1888 году по проекту Михаила Чичагова. Горожане называют его теремком или пряничным домиком. Сейчас здание является объектом культурного наследия федерального значения. Работы по его реставрации включают в себя два этапа: собственно, приспособление здания к реалиям XXI века и регенерацию Пушкинских павильонов. К слову, сам драмтеатр изменится довольно серьезно. Перечень работ огромен. Так, к примеру, в здании оборудуют новую сцену на 250 зрителей. Ее планируют разместить в подземном помещении. Предполагается, что оно будет находиться на месте нынешнего хозяйственного двора и гаражей. Подрядчику предстоит также восстановить изначальный облик здания. Для этого им придется снять старую краску и восстановить прежние элементы — цветной декор, кованые детали, флюгеры.

— Какие это условия? Что нужно изменить в здании?

— Первое. У нас в театре 14 гримерок, и то актерам не хватает, молодые актеры делят одну гримерку на несколько человек. В «Звезде» их две. Есть вариант оборудовать еще гримерки. Но это дополнительные капиталовложения.

Второе. Отсутствие склада хранения декораций. Там его просто нет. А у нас около 30 спектаклей, для декораций предусмотрен огромный ангар, часть хранится в «карманах» за кулисами. Мы должны вечером разобрать один спектакль, утром поставить декорации для другого. И так каждый день, не считая выходных. Поэтому все декорации должны храниться в шаговой доступности. И когда мне говорят, что нашли помещение под ангар за 10 километров, то я говорю в ответ: «Через месяц все декорации превратятся в хлам». И кроме того, это совершенно другие трудозатраты — загрузить здесь, перевезти, разгрузить там, потом в обратном порядке. Это адская работа. И через две недели у меня не будет монтировочного цеха. А монтировщик — это не грузчик. Он должен знать партитуру каждого спектакля. У нас потрясающий монтировочный цех. Так что терять ребят не хочется. Решение вопроса с ангаром тоже есть. Нужно делать пристрой. Но это опять дополнительные капиталовложения.

Третье. В «Звезде» нет малой сцены. А у нас в репертуаре около 10 спектаклей для малой сцены. В КРЦ есть маленькое кабаре. Там теоретически можно сделать малую сцену. Но для этого опять нужны деньги, т.е. допрасходы.

«Единственное здание в городе, где можем работать в полном режиме, это КРЦ «Звезда». И то при соблюдении как минимум пяти условий», — говорит Валерий Викторович

— Реализация трех этих пунктов, даже на непрофессиональный взгляд, очень затратна. Что еще нужно переделать в «Звезде», чтобы переезд театра туда стал возможным?

— В здании нет места для поделочного цеха. Где делать декорации? Поделочный цех — это машины: токарные, деревообрабатывающие. Декорации порой надо ремонтировать по ходу и сразу подавать на сцену. Оборудование такого цеха в самом здании — это снова затраты.

Причем затраты должен нести владелец здания. Мы общались с ним. Он сказал мне примерно так: «Я всё понимаю. Но это вопрос дополнительного финансирования, который должен решаться на высоком уровне». Так что пока вопрос открыт.

— Уже известно, когда театр должен выехать из стен здания на площади Чапаева?

— Переезд, а мы называем это эвакуацией, запланирован на 2022 год. Но не знаю, как это осуществится при той нерешенности вопроса со «Звездой», которая наблюдается сейчас. А решать по ходу его нельзя. Нельзя сказать: всё, переезжаем через месяц, все проблемы решим на месте.

Что такое перевезти театр? Это техника, декорации, реквизит, костюмы, грим — миллионы вещей, которые необходимо тут собрать, а на новой площадке разобрать, и каждой найти свое место, чтобы не быть беженцами в родном городе.

— Вас привлекали к разработке техзадания по реставрации здания театра. Со всеми видами работ согласны?

— Все мелочи мы обсуждали в деталях. Спорили, находили варианты. Подробности споров раскрывать не буду, они касаются личных амбиций людей, которым что-то в проекте не нравилось. Сейчас все планы сверстаны, впереди у «Волготрансстроя» огромная работа.

«Дочь конструктора Королёва сложно относилась к фильму об ее отце»


— 2021 год — юбилейный для космической отрасли. Не могу не поговорить с вами о роли Сергея Павловича Королёва в фильме «Главный». Кто предложил вам эту роль? Сразу согласились?

Картина «Главный» вышла в свет в октябре 2015 года. Режиссером и продюсером выступил Юрий Кара. Кроме Валерия Гришко в фильме снимались Борис Щербаков, Лидия Арефьева, Борис Каморзин, Анатолий Котенев, Александр Олешко, Вадим Андреев, Сергей Никоненко и другие.

— Согласился? Такими ролями не бросаются. Тут другой вопрос: смогу — не смогу, подойду — не подойду. Как сказал режиссер Юрий Кара, мою кандидатуру посоветовал ему Карен Шахназаров. До этого я снялся у него в «Белом тигре», где играл маршала Жукова. Меня вызвали на пробы. А я тогда снимался в другой картине, с бородой, я сказал: «Я не могу показать вам грим Королёва, у меня еще досъемки». Так что первые пробы проигрывал в другом образе. А потом уже были пробы с гримом Королёва.

С гримом Королёва актер показался режиссеру не сразу

— Где проходили съемки сцен на космодроме? В павильоне или на самом деле на Байконуре?

— Съемки шли на Байконуре. Мы там жили. В городке есть площадь, куда выходит центральная улица, которую они называют Арбат. Вот на этой площади стоит большая гостиница, где мы и жили. И каждое утро централизованно садились на площади в автобус и ехали на объект. Я наблюдал на Байконуре со смотровой площадки, как стартовала ракета. Чувствовал, как реально дрожала земля.

Этой сценой, снятой на Байконуре, начинается и заканчивается фильм

— Что еще вас удивило на космодроме?

— Экскурсий в прямом понимании этого слова по космодрому у нас не было. Потому что съемочный процесс — это все-таки не туристическая поездка. Многое нам показывали и рассказывали по ходу люди, которые работают на Байконуре. Некоторые моменты были действительно удивительными для меня. Например, я всегда считал, что ракету везут на площадку уже полностью готовой к старту. Но нет. Везут только полную оболочку, а потом, приведя ее в вертикальное положение, в нее закачивают топливо. Иначе поднять ракету просто невозможно, вместе с топливом у нее огромный вес.

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 [12 января 1907], Житомир, Волынская губерния — 14 января 1966, Москва) — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950–1966), академик АН СССР (1958). Один из основных создателей советской ракетно-космической техники. Под его руководством был организован запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Член КПСС с июля 1953 года. Похоронен в некрополе у Кремлевской стены. Мы публиковали воспоминания о конструкторе его куйбышевских коллег.

— Какие сцены в фильме «Главный» были для вас самыми сложными?

— Это и сцена, когда Юрий Гагарин при посадке оказывается на волоске от гибели. И сцена, когда гибнет космонавт от того, что в барокамере кусок ваты попал на электроплитку. Это и сцены, требующие тонкой игры: с женой, с ребятами-космонавтами, когда играешь не начальника, а человека со своими переживаниями. Тем более сложную личную историю.

«Сложными были сцены, требующие тонкой игры», — вспоминает Валерий Гришко

Кстати, Наталия Сергеевна (дочь Сергея Павловича Королёва) сложно относилась к картине на этапе ее подготовки, ведь в ней показана любовь отца, которая и разбила их семью. Когда фильм вышел, его премьера состоялась в одном из московских кинотеатров, ко мне подошла Наталия Сергеевна, взяла за руку и сказала: «Вы точно как мой отец». И это была главная оценка моей работы.

Наталия Сергеевна Королёва (родилась 10 апреля 1935-го в Москве) — хирург, педагог, член Европейского респираторного общества, член-корреспондент Кубинского общества хирургов, академик Международной академии информатизации, академик Академии космонавтики имени Циолковского

— Как готовились к роли Сергея Королёва?

— Юрий Викторович Кара — большой специалист по космосу. Он был абсолютно в теме, снабжал меня различной литературой. Я смотрел видео с Королёвым, но их мало. Мы снимались не только в доме под Москвой с вещами, но и в домике на Байконуре. Я даже просил: «Дайте переночевать на кровати Королёва». Кстати, актеры Алексей Богачук и Сергей Годин снимались на кроватях Гагарина и Титова, на которых космонавты ночевали перед запуском ракеты.

— А вам разрешили переночевать на кровати Королёва?

— Если бы я очень настаивал, то, может быть, и разрешили бы. Но я увидел, какое трепетное отношение у работников музея было к этому домику и вещам в нём. Это же реликвии, а мы люди творческие и в их понимании мало ли что нам может прийти в голову, чтобы войти в образ. (Смеется.) Поэтому я сильно не настаивал.

В роли маршала Жукова Валерий Викторович впечатлил Карена Шахназарова

— Количество картин, в которых вы снялись, превышает 40. Задействованы ли сейчас в какой-то киноработе? Когда она выйдет на экране?

— Последняя моя большая работа — «Знахарь-2». Год назад была премьера «Знахаря», где главную роль играет Даниил Страхов, а я играю его наставника. Успех сериала был огромный, рейтинги заоблачные. Летом мне позвонили представители режиссера и попросили сфотографироваться, чтобы узнать, как я выгляжу сейчас. После того как отправил им фото, мне предложили сняться во втором сезоне «Знахаря». В конце декабря закончился съемочный период. Сейчас идет монтаж, озвучание. Когда сериал выйдет на экраны, пока не могу сказать. Это зависит уже не от нас.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления