В Самару прибыл куратор реставрации дома Маштакова — московский архитектор Андрей Бодэ. Мы поговорили с ним и побывали на объекте, чтобы своими глазами увидеть, как идут работы. Посмотрите видео.
Андрей Борисович Бодэ — ведущий научный сотрудник, заведующий сектором деревянного зодчества, кандидат архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук. Является руководителем автономной некоммерческой организации «Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества "Традиция"», специализирующейся на проектных и производственных работах по сохранению деревянных объектов культурного наследия.
Особняк на Самарской, 207 построили в 1906 году по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачева. Владельцем был зажиточный мещанин Михаил Дементьевич Маштаков. В советское время в особняке, предположительно, располагались коммунальные квартиры. Но примерно с конца 90-х годов XX века он находится в заброшенном состоянии. Дом признали объектом культурного наследия регионального значения. Он находится в собственности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).
— Первоочередным было укрепление фундамента. Это сделали. Все гнилые нижние венцы поменяли. Пока что уложили черновой пол, чтобы можно было ходить. Настилать насовсем пока не будем, потому что надо еще подсоединять все коммуникации. Здесь же не было ни воды, ни канализации, ни отопления. Но пока не готова крыша, делать что-либо опасно из-за снегопада, — рассказал начальник участка Александр Вязиков.
— Последняя наша встреча была здесь в начале декабря 2021 года. За эти 2 месяца сделано очень многое. Заменили нижние венцы, по стенам сделали заплаты. Так что реставрация сруба приближается к завершению. То, что замененные элементы выглядят грубо, это нестрашно. Здесь будет штукатурка, поэтому необходимости в красоте нет. Исторические поверхности тоже обработаны достаточно грубо. Так что здание постепенно обретает вид нормального дома, — рассказал Андрей Бодэ.
В качестве своей задачи авторы проекта видят не только приведение особняка в порядок, но и сохранение его исторического внешнего вида.
— Всё, что можно сохранить, сохраняется. Человек, который придет в дом, должен будет видеть, что вот эта доска — старая. Цель нашей работы — выявить старину, чтобы артефакты были на виду. Чтобы они закричали, что это объект старый. С этой же целью на втором этаже в потолке будут окна, через которые откроется вид на чердак и башенки дома. На чердаке очень красивые старые стропила и обрешетка. Всё это нужно, чтобы максимально усилить историко-культурную ценность объекта, — рассказал Андрей Бодэ.
По словам архитектора, по срубу сохранили около 80% исторически подлинного. Но некоторые элементы всё равно пришлось заменить — то, как строили раньше, не отвечает современным нормативам безопасности. Плюс дом использовали как жилое помещение, а у авторов проекта другие планы на особняк.
— Когда дом вписали в Фонд культурных инициатив, мы придумали, что здесь будет Выставочно-музейное пространство «Заварка». Не музей — к музею особые требования, а именно такая вот галерея. Тогда нам удалось получить федеральное финансирование, и дом наконец-то стали реставрировать, — рассказала председатель совета Самарского регионального отделения ВООПИиК Нина Казачкова.
— Это будет культурный, как сейчас принято говорить, кластер. Мы подразумеваем, что внизу, на первом этаже, расположится чайная. Любой житель сможет зайти, выпить чайку, поболтать. А на втором этаже будет многофункциональное арт-пространство, где можно будет и лекции послушать, и свои проекты представить. Будет монитор, если кто-то захочет показать презентацию или документальный фильм, — рассказала Нина Казачкова.
По словам Нины Казачковой, открыть особняк хотят до конца 2022 года.